Он «ушёл» в 33, сам решив свою судьбу. Судьба любимца Олега Табакова, популярного советского актёра Игоря Нефёдова

Игорь Нефёдов в 80-х считался перспективным актёром: яркие роли в кино и в театре, покровительство самого Олега Табакова. Казалось, его ждёт впереди только успех, однако блестящий старт сменился затишьем, а вскоре и в личной жизни актера наступили тяжёлые времена. Что же привело к такому повороту?

Творческий путь

Игорь Нефёдов родился 28 марта 1963 года в Саратове. Отец Игоря, Вячеслав Нефёдов, был актёром, правда, реализоваться на этом поприще в полной мере так и не смог. В школе-студии МХАТ, где он учился, о нём говорили как об одном из самых способных студентов.

И всё же Вячеслав неожиданно оставил учёбу. Именно там, в стенах школы-студии, он познакомился с Олегом Табаковым, дружба с которым позже сошла на нет. Родители Игоря вскоре разошлись, и воспитывать ребёнка помогали бабушка и дедушка.

Мать, заметив интерес Игоря к сцене, решила отвести его на прослушивание к Олегу Табакову, который открыл детскую студию. И Игорь, пройдя жёсткий отбор, попал в число учеников Мастера. Потом был ГИТИС, курс того же Табакова.

После выпуска пять лет Игорь отдал сцене Центрального Детского Театра, где главный режиссёр не скупился на похвалы, восхищаясь его самоотдачей и трудолюбием. А потом Табаков пригласил Игоря в свой театр, известный всем как «Табакерка».

Между Игорем и Олегом Табаковым сложились по-настоящему близкие, сыновьи-отцовские отношения. Для Игоря Олег Павлович стал вторым отцом, которого, возможно, так не хватало мальчику. А ещё связывал их тот факт, что первая жена Табакова была молочной матерью Игоря в младенчестве.

Требования к актёрам у Табакова были высокими, но к Игорю он всё же относился снисходительно, он стал его любимцем в театре: ему он мог простить и прогулы, и опоздания, закрывал глаза на его вспышки гнева, не обращал внимания даже на откровенное враньё. Однако чаша терпения, как известно, не бесконечна.

Во время гастролей в Японии театр готовился к спектаклю «Обыкновенная история». Игорь должен был играть Адуева — роль сложная, требующая полной отдачи, много репетиций. Но Игорь, увы, продолжал жить по своим, понятным только ему, правилам.

 На первую же репетицию он позволил себе опоздать. Табаков был в ярости. А Игорь, словно не замечая грозовой атмосферы, сделал вид, что ничего не произошло. И тогда Табаков принял серьёзное решение: отстранить его от роли, чего Игорь никак не ожидал.

Его роль тут же отдали начинающему актёру Евгению Миронову. Все гастроли Игорь просидел за кулисами, Табаков был непреклонен и так и не дал ему возможности выйти на сцену в этом спектакле.

Эта история больно ударила и по самолюбию, и по кошельку актёра: он лишился не только гонорара, но и несколько месяцев не получал зарплату.

По словам жены Нефёдова, Табаков всегда считал, что деньги — лучший стимул, и своих актёров, даже любимых, наказывал рублём. Однажды, встретив Игоря у кассы, Табаков, словно ничего не произошло, похлопал его по плечу и с улыбкой бросил: «Странно, а ты что, ещё какие-то деньги здесь получаешь?».

Игорь Нефёдов же, переживая в душе обиду и непонимание, старался держаться внешне спокойно. Он продолжал репетировать, готовясь к новой пьесе «Механическое пианино». Но за неделю до премьеры Табаков внезапно временно снял Игоря и с этой роли. Это было уже слишком.

Он вышел на сцену «Табакерки» ещё только один раз — в спектакле «Ревизор». И сыграл так, словно подводя итог всему своему творчеству в этом театре, всему, чему научился у Мастера. Те, кто видел Игоря в тот вечер, утверждали, что это было лучшее его выступление.

А после спектакля Нефёдов решился на откровенный разговор с режиссёром, дав понять Олегу Павловичу, что уходит из театра. Известно, что в этот день Игорь, вернувшись домой, бросил жене фразу: «Я всё ему сказал», и она поняла по его тону, что это конец.

Удачный старт в кино и забвение

В восемнадцать лет Игорь Нефёдов впервые попал на съёмочную площадку — и сразу к Никите Михалкову, в картину «Пять вечеров». Рекомендовал его сам Олег Табаков, и не ошибся. Несмотря на юный возраст, Нефёдов блестяще справился со своей ролью, ничуть не потерявшись на фоне маститых актёров.

В скором времени он снялся в «Охоте на лис» Вадима Абдрашитова, а потом получил и главную роль — в фильме Сергея Соловьёва «Наследница по прямой». Причём, что интересно, утвердили его без проб, — настолько понравился режиссёру молодой актёр.

Фильмы с участием Нефёдова выходили один за другим. К двадцати пяти годам он был уже популярным советским актёром, а его имя включили в Советскую энциклопедию кино.

Звёздной болезнью Игорь не страдал, но работа с такими мэтрами кино, как Михалков и Соловьёв, безусловно, стала для него тем самым высоким ориентиром, к которому он стремился. Поэтому и роли Игорь выбирал тщательно, часто отказываясь от предложений малоизвестных режиссеров.

Нефёдов часто звонил Михалкову, прямо спрашивая, почему тот его не снимает. Михалков был, как всегда, обходителен и невозмутим: подходящих ролей пока нет… Но время шло, а телефон молчал. Тогда никто не объяснил Игорю простую истину: режиссёры видели в нем не просто актёра, а определённый типаж.

А он повзрослел, изменился, и советский кинематограф не мог предложить ему новых, соответствующих возрасту и образу ролей. Чтобы прокормить семью, приходилось соглашаться уже на любые роли, даже на те, которые были неприятны.

Так, роль отрицательного персонажа в фильме «Авария, дочь мента» Игорь решил сыграть только потому, что хотел научиться управлять машиной — такая возможность предоставлялась по роли. Впрочем, хороший водитель из него так и не вышел.

Личная жизнь

Не миновали актёра и проблемы в личной жизни. Первый брак Игоря с балериной Большого театра Алиной продлился всего год. «Я люблю другого» – эти слова жены прозвучали как гром среди ясного неба.

Игорь пытался бороться за их отношения, уговаривал вернуться, но Алина была непреклонна. А вскоре и вовсе уехала за границу, оставив мужа наедине с разбитым сердцем и обидой.

Игорь Нефёдов не нашёл ничего лучше, чем… накинуть на шею петлю. Его спас друг, Андрей Смоляков, который, словно по велению судьбы, решил навестить его. Позже, вспоминая тот день, Андрей говорил, что Игорь, казалось, ни о чём не жалел, более того — наслаждался ощущением безысходности.

Второй женой Игоря стала актриса Елена Казаринова, с которой они были давно знакомы. Постепенно дружеские отношения переросли в глубокое чувство. То, что Елена состояла в браке и воспитывала маленькую дочь, Игоря не остановило. Он поступил, как полагал, честно: встретился с мужем Елены и, объяснив ситуацию, попросил, чтоб он её отпустил.

Поженились Игорь и Елена 1 апреля 1987 года. Праздновали весело, на широкую ногу. Вскоре Игорь получил от театра трёхкомнатную квартиру в центре Москвы, и молодые переехали в новое жильё. Семейная жизнь радовала. Игорь, казалось, был счастлив.

Он трогательно заботился о жене, с удовольствием занимался домашними делами — особенно любил накрывать столы и собирать гостей. Дочь Елены, Лизу, он полюбил как родную. Девочка отвечала ему взаимностью и называла папой. Игорь с радостью водил её в садик, а потом в школу, бегал с ней по врачам.

Спустя шесть лет сказка закончилась. Начало 1990-х стало для Игоря временем тяжёлых переживаний: кризис в профессии, невостребованность в кино привели к тому, что он стал искать утешение в горячительных напитках, впал в депрессию.

Всё чаще он стал заводить разговоры о бренности бытия и о том, что наложит на себя руки. И Елена не выдержала этой напряжённой атмосферы.

В ноябре 1993 года они приняли решение временно разойтись. Елена с дочерью остались в их квартире, а Игорь кочевал по знакомым, иногда ночуя у матери. Разрыв, даже временный, он переносил тяжело, часто звонил жене, приходил, отдавал зарплату. И постоянно ревновал, боялся, что за время его отсутствия Елена найдёт кого-то другого.

После своего блестящего, как будто прощального, выступления в «Ревизоре» Игорь, захватив бутылку, решил навестить Елену — хотелось поговорить по душам, понять, как жить дальше. По словам, Елены они проговорили всю ночь и решили, что пора снова зажить одной семьёй. Утром Игорь собрался в магазин.

Елена проводила его до двери, заботливо поправила ему воротник, как обычно, — чтобы не простудился. А Игорь внезапно прижал её к себе, поцеловал — так нежно, как никогда. Это было их последнее свидание. В магазин Игорь так и не дошёл. Он даже не вышел на улицу.

 В подъезде нашёл чей-то забытый шарф — и там же, в подъезде, сам решил свою судьбу, «уйдя» из нашего мира. Когда его нашли, он уже не дышал. Милиция, конечно, провела расследование, но дело быстро закрыли. Проводили актёра Игоря Нефёдова в последний путь по-христиански, этому поспособствовал Олег Табаков.

Такой уход Игоря оставил после себя больше вопросов, чем ответов. Мать Игоря винила в случившемся Елену: мол, завела она себе кого-то, вот Игорь и не выдержал. Елена и её дочь эти слухи опровергали, настаивая на версии о конфликте с Табаковым и уходом из театра.

Коллеги же склонялись к тому, что Нефёдов не смог принять суровую новую реальность 90-х: он больше не был востребованным актёром, и это его и сломило.

Стоит сказать, что Игорь и раньше шокировал окружающих своим поведением, словно пытался привлечь внимание к себе, вызвать эмоции. То изобразит, что тонет, заставив всех друзей броситься его спасать, то встанет на перилах моста, грозясь спрыгнуть в реку.

Его жена давно привыкла к такому его поведению, и уже даже не обращала на это внимания.

Игоря Нефёдова не стало в 33 года. Елене судьба тоже отмерила не так много: она ушла из жизни в пятьдесят два года от инсульта. Дочь Елены, Елизавета Кюблер, выросла и стала актрисой. Она с нежностью хранит память о родителях, их обручальные кольца. И до сих пор не может найти ответа на вопрос: почему папа оставил их? Зачем же он это сделал?

Оцените статью
Он «ушёл» в 33, сам решив свою судьбу. Судьба любимца Олега Табакова, популярного советского актёра Игоря Нефёдова
Тайный сын Толстого и гениальный разведчик, ставший ненужным на Родине: Загадочный Дмитрий Быстролетов