«Он пообещал никогда её не обижать, не ограничивать и не предавать». Сказочные отношения Элема Климова и Ларисы Шепитько с грустным финалом

Союз Элема Климова и Ларисы Шепитько был одним из самых красивых в СССР. И красота заключалась не только во внешности этих двух обаятельных людей. Они заключалась в их смелости, гармонии между ними и в их преданности друг другу.

Элем Климов называл свой единственный брак «сказкой с грустным финалом». Последние двадцать четыре года жизни он провёл без любимой жены и не было ни дня, чтобы он о ней не вспомнил.

Лариса Шепитько была главной красавицей во всесоюзном государственном институте кинематографии. Её любви пытались добиться парни со всех курсов. Когда она выходила в коридор — студенты расходились в сторону, расчищая для красавицы путь, и все взгляды были направлены только на неё.

Сама же Лариса особо и не обращала внимания на влюбленных в неё парней. Конечно ей было приятно быть популярной среди студентов, но романтические отношения ей были не нужны. На тот момент девушку беспокоила только будущая карьера.

Она отлично училась на режиссерском факультете и уже в студенчестве придумывала идеи для собственных фильмов.

Элем Климов пришёл в этот же театральный институт, когда Лариса была уже на третьем курсе. Как и остальные парни, он безумно сильно влюбился в Шепитько и постоянно пытался познакомиться с ней поближе, но она не давала ему и шанса — говорила, что такие, как он, не в её вкусе.

Отношения между ними изменились через год после знакомства, когда Элем заболел ангиной. Он себя настолько плохо чувствовал, что стал обзванивать всех своих родственников и друзей, и заранее с ними прощался. Будущему режиссеру казалось, что жить ему осталось недолго.

Позвонил он в том числе и Ларисе, которая мигом прибежала к нему домой. Сначала девушка не поверила, что он плохо себя чувствует — думала, что он обманом пригласил её к себе, чтобы провести вместе время, но, перешагнув порог его квартиры, стало ясно, что он не соврал.

Элем Климов с трудом разговаривал, под его глазами были большие синие «мешки», а цвет его кожи был сильно бледным. Лариса выхаживала его: готовила супы, давала лекарства, сидела с ним часами напролет, при том, что на носу была дипломная работа, к которой она была не готова.

Сидя у его кровати, она рыдала, так как боялась остаться без диплома, но оставить Элема она не могла — не позволила бы совесть. Парень успокаивал её: «Не бойся. Я тебе помогу, как только встану на ноги». Свое обещание он сдержал. Климов отыскал артистов, оператора, звукорежиссера и сценариста для её дипломного фильма «Зной».

Завершить работу над кинолентой «Зной» Лариса Шепитько не смогла. Во время съёмок она заболела гипербилирубинемией (желтухой). На сей раз уже она обратилась за помощью к Элему Климову, попросив его закончить работу. Несколько недель он следил за съёмочным процессом, а затем занимался монтажём её фильма.

Режиссер хорошо запомнил слова возлюбленной, которая, лежа в больничной палате, сказала: «Если ты думаешь, что между нами что-то будет после твоей помощи — это не так», на что он ответил: «Я ни на что не рассчитываю. Мне будет достаточно того, что мы останемся друзьями».

С тех пор они часто проводили вместе время, как друзья. Между прочим, многие сцены для дипломного фильма Элема Климова — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» придумала Лариса Шепитько.

В 1963 году Лариса Шепитько и Элем Климов выпивали в честь завершения съёмок «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». В тот день между ними состоялся откровенный разговор, после которого они стали ещё ближе друг к другу.

Климов сказал возлюбленной, что готов пойти на что угодно ради того, чтобы она стала его женой, а Шепитько ответила, что и сама с радостью бы вышла за него замуж, но не может на это пойти, потому что, в теории, он мог бы её предать, обидеть или ограничивать в творчестве. Подобных примеров среди семей актёров и режиссеров было хоть отбавляй.

Через несколько дней после этого разговора, Элем Климов пришёл к Ларисе с красивым обручальным кольцом и, встав на колено, поклялся, что никогда не посмеет её обидеть, предать и ни при каких условиях не станет её ограничивать. Девушка ему поверила и в 1964 году стала его женой.

Лариса Шепитько и Элем Климов работали над всеми своими фильмами вместе. Примечательно то, что, в отличии от других режиссеров, они показывали в кинолентах жизнь людей такой, какой она была в действительности, из-за чего цензоры часто отправляли фильмы супругов пылиться на полки.

Якобы, некоторые сцены имели тайный смысл, критикующий советскую власть и советское общество. Можно было бы переснять те сцены, которые не нравились цензорам, но супруги принципиально отказывались это делать.

Элем Климов говорил: «Люди выпивают, люди бывают жестокими, люди нарушают законы — это же происходит, но снимать такое почему-то нельзя. В фильмах мы хотим показать жизнь нашего общества без преукрас, вот и всё. Мы не диссиденты, не очерняем власть, не идём против своей Родины.

Мы снимаем истории, которые случаются в реальной жизни». Всё же многие фильмы супругов с изначально запрещенными сценами выходили в прокат, такие как: «Крылья» и «Восхождение» Ларисы Шепитько, и «Агония»«Похождения зубного врача» Элема Климова.

Был неприятный период в семье двух режиссеров, когда они стали жить отдельно. Дело в том, что Лариса Шепитько сняла гениальный фильм «Восхождение», который стал успешен сразу в нескольких странах и получил премию «Фильм года» на Берлинском кинофестивале. Супруга Элема Климова начала ездить за границу.

В чужих странах она презентовала свой шедевр и сотрудничала с иностранными кинематографистами, с которыми разрабатывала новые проекты. Ей даже предлагали работу в Голливуде, но она отказалась, сказав: «Зачем мне ваша страна, если у меня есть своя?». Из-за этих поездок она совсем забыла о муже.

Она не созванивалась с Элемом Климовым и не писала письма, а ему в голову лезли дурные мысли, что жена ему изменяет с каким-нибудь иностранцем. Когда Шепитько вернулась домой, Элем Климов сказал, что если она планирует и дальше ездить по зарубежным странам — то, будет лучше расстаться.

Жена ответила, что поездки не прекратятся, из-за чего они впоследствии разъехались по разным квартирам. Однако отдельно они жили недолго. Элем Климов так переживал из-за расставания с любимой, что у него появилась болезнь кожи. Он не спал, не ел и ходил весь перебинтованный, как мумия.

Где-то через пару недель жизни в съёмной квартире, он приполз к жене на коленях и умолял её вернуться — говорил, что не может без неё жить. А Лариса Шепитько разрыдалась, крепко его обняла и пообещала, что впредь не оставит его одного. Теперь, если её и звали за рубеж — то, она обязательно брала мужа с собой.

В 1972 году Лариса Шепитько забеременела. Ребёнок был долгожданным, но, к сожалению, случилось несчастье. Во время беременности Лариса упала и травмировала позвоночник, а врачи дали ей неутешительный прогноз — если она не сделает аборт, то, скорее всего, её жизнь прервётся, да и маловероятно, что ребёнок родится здоровым.

Женщина отказалась прерывать беременность. Она решила рискнуть. В итоге роды, несмотря на серьёзную травму позвоночника, прошли хорошо. В семье Шепитько и Климова родился абсолютно здоровый сын Антон, которого родители очень любили. Жаль только, что Лариса провела с сыном всего шесть лет.

Она, в возрасте 41 года, поехала на съёмки своего нового фильма и попала в роковую автомобильную аварию. Элем Климов должен был поехать вместе с ней, но в этот день у него было повышенное давление, поэтому он решил прилечь поспать на несколько часов. «Как высплюсь — приеду» — сказал он жене перед тем, как она села в автомобиль.

Потеря жены была для Элема Климова тяжелым ударом. Он завершил фильм, над которым работала Лариса, и назвал его «Прощание». Кроме того, режиссер снял короткометражку «Лариса», посвященную супруге, и полнометражный фильм «Иди и смотри», идею которого придумала его жена.

Других фильмов он не снимал. В последующие годы его вообще редко можно было увидеть на публике. Он посвящал всего себя маленькому сыну, которого воспитывал один. Оставшись вдовцом, Элем Климов даже не пытался создать новую семью, потому что он не смог бы полюбить никого так сильно, как свою Ларису.

Режиссер искренне верил, что встретится с женой в загробном мире. Надеюсь, что так оно и случилось. Его не стало в 2003 году из-за гипоксии.

Оцените статью
«Он пообещал никогда её не обижать, не ограничивать и не предавать». Сказочные отношения Элема Климова и Ларисы Шепитько с грустным финалом
Как поживает Игорь Бочкин, перенесший клиническую смерть и нашедший счастье в браке