Имя маркиза де Сада (1740-1814 гг.) будоражит умы людей столетиями. Писатель и гуманист эпохи Просвещения, кем же был этот человек на самом деле?
Начало истории
Точное происхождение этого древнего и знаменитого рода теряется в веках. Известно, что он существовал задолго до 1178 г., а именно до коронования Фридриха Барбаросса. Отсчет можно начать с 1325 г., когда муза Петрарки, Лаура де Нов, вышла замуж за Гуга де Сада. Семья была купеческой, снабжала церковь и армию, за что была обласкана папой римским. Владела поместьями в Любероне и шикарным замком Ла Кост.
Сам маркиз происходит из ветви де Соман. Его предки участвовали в установлении независимости Америки, служили послами Ватикана, были доверенными лицами высших представителей королевского рода Франции. Донасьен Альфонс Франсуа де
Сад родился 2 июня 1740 г. Рос вместе с герцогом Бурбонским, принцем Конде. В 5 лет отправлен на воспитание к дяде, викарию архиепископа Тулузы. В 10 лет приступил к обучению в парижском колледже, где обнаружил страсть к театру, неплохо выучил латынь.
Как и все молодые дворяне, был приписан к элитному кавалерийскому полку. Во время Семилетней войны получил звание капитана, показав себя бесстрашным солдатом. Однако дурные наклонности, возможно, наследственные, брали верх. Его постоянно тянуло к игровым столам, борделям. К 23-м годам залезает в большие долги, оказавшись на грани судебного преследования.
Брак по расчету
Для разрешения финансовых проблем бравый офицер близко сходится с дочерью президента Сour des aides – суверенного суда помощи дореволюционной Франции. Красавица Рене де Монтрей была им очарована. Однако переговоры продвигались с большим трудом. Родители невесты не хотел брать в зятья распутника и должника. Это бракосочетание действительно чуть не сорвалось, когда наш герой, загуляв с приятелями, чуть не опоздал на церемонию представления невесты при дворе.
После свадьбы, получив за женой приданое в 300 000 фунтов стерлингов, повеса вновь пускается во все тяжкие. Он снимает несколько домов в Париже, где с девицами легко поведения проводит дни в удовольствии.
Людовик XV не отличался особой нравственностью, поэтому разврат прощал. Но, терпеть оскорбление религии не стал. Через 4 месяца после женитьбы, Донасьена арестовывают и ссылают в Нормандию.
Его отец умирает в январе 1767 г., оставив наследнику имущество в Провансе, титул графа и кредитные расписки. Батюшка, не хуже отпрыска, умел жить на широкую ногу. От заемных обязательств и звания наш герой уклонился, оставшись на всю жизнь маркизом. Впрочем, его сын, Луи Мари, родившийся в том же году, все же будет носить титул графа.
Безумные похождения
Весна 1768 г. застает легкомысленного кутилу мечущимся между Парижем и Провансом. Попутно он очередной раз делает супругу беременной, гуляет с бесстыдными девицами. Реализуя свои фантазии, порет плеткой одну даму.
Обиженная красотка отказалась от компенсации в 2500 фунтов и обратилась к закону. Скандал стоил любителю «необычных утех» 9 месяцев заключения. В 1771 г. он снова попадает за решетку. Задолжал много, а отдавать не спешил. В перерывах между «ходками» успевает увидеть родившихся сына и дочь. Чтобы расплатиться с кредиторами, гуляка продает свою должность капитана и удаляется с семьей в замок Ла Кост.
В 1772 г. он воплощает свою давнюю мечту, организовав театрализованное представление. На премьеру приглашена вся окрестная знать. Партнершей становится его очаровательная невестка, интрижка с которой закрутилась некоторое время назад. Супруга обожает своего мужа, поэтому молчит.
Летом уезжает по делам в Марсель, где продолжает развлекаться с девицами, скармливая им легкие афродизиаки кустарного производства. Снова осложнение, некоторые барышни заболели. Под угрозой неминуемого ареста Донасьен, прихватив камердинера и невестку-возлюбленную, бежит в Италию. Французское правосудие заочно приговаривает его к смерти, путем отсечения головы.
Дальше начинается чехарда, в духе приключенческого триллера. Невестка бросает горе-любовника. Зимой 1772 г. его берут под стражу уже итальянцы. Благоверная составляет план побега, который состоялся в апреле 1773 г. Он возвращается в Прованс, но долго усидеть на месте не может.
Переодетым пробирается в Италию, оттуда в Лион, где находит жену. В середине 1775 г. отправляется во Флоренцию. Под именем графа де Мазана принят кардиналом Бернисом в Риме. В начале 1776 г. представлен шурину Марии-Антуанетты в Неаполе, который предлагает проходимцу различные должности при дворе.
Полагая, что проделки во Франции забыты, в 1777 г. навещает Париж, где его хватает полиция. Супруга снова спасает его от плахи, добившись пересмотра решения судьи. Смертный приговор заменен штрафом.
Однако в дело вмешивается уже Людовик XVI. Ужаснувшись похождениями маркиза, дает команду на новый арест. Снова в бега. Но уже через месяц его задерживают и доставляют в тюрьму Винсеннес. В сентябре 1778 г. суд огласил приговор: 13 лет заключения!
Лишенный свободы
Попав за решетку, узник много читает. Параллельно забрасывает власти письмами, то доказывая свою невиновность, то жалуясь на начальника тюрьмы, лейтенанта полиции и даже на свою тещу. Жена смогла навестить его в 1781 г., но получила в ответ множество упреков, отвратительную сцену ревности и даже пару оплеух. В результате она оставила детей на попечение матери и ушла в монастырь.
В феврале 1784 г. Винсеннес закроют, а троих оставшихся сидельцев переправят в Бастилию. Маркиз получил комфортную камеру, возможность обставить ее по своему желанию. Он перевез с собой библиотеку, составляющую на тот момент без малого 600 книг.
Охваченный галлюцинациями, заключенный начинает описывать свое состояние и видения. Так рождается философский роман «Алина и Валькур», «Жюстина или несчастья добродетели», где автор призывает отказаться от праведности в пользу удовольствий. Так, мол, и жить веселее, и утомляешься меньше.
Спустя пять лет Бастилия пала. За две недели до ее взятия, нашего героя эвакуировали в больницу Чарентона, без вещей и одежды. Милые его сердцу рукописи тоже пришлось бросить. Это был удар.
Самобытный литератор рвал на себе волосы, особенно сокрушаясь по поводу сочинения «120 дней Со*дома», которое наверняка было уничтожено. Однако документ не потерялся. Переходя из рук в руки, он будет опубликован между 1931-1935 гг., а сам манускрипт выставлен на обозрение в швейцарском Музее письменности.
Вместе с народом
Согласно указу революционного правительства в 1790 г. страдалец выходит из Чарентона. Ему 50 лет. Это пожилой, больной человек. Рене де Монтрей добилась развода и, как уже говорилось, удалилась в монастырь. Дочь тоже. Сыновьям особо не нужен. Проведя долгие месяцы в одиночестве, он переезжает жить к молодой женщине, Мари Констанс Кенне. Отношения у них чисто платонические. Донасьен Альфонс отказался от титула маркиза, и теперь зовется Луи Сад.
Привлеченный всеобщим подъемом и новыми веяниями, он как-то незаметно влился в политику. Был назначен комиссаром парижских секций в больницах, где провел успешную реформу. И хоть новоиспеченный чиновник всячески поддерживал демократические изменения, но был яростно настроен против насилия, о чем без колебания выступал в прессе. «Жестокость моих писаний очень мала, по сравнению с нынешними массовыми убий*ствами».
Такое отношение явно не нравилось правящей верхушке. В июле 1794 г. Революционный трибунал приговаривает его к смертной казни. Опять побег. Буквально через несколько дней Робеспьер был свергнут Конвентом, террор прекратился, а к октябрю маркиз полностью оправдан.
Карьера писателя
Потеряв в огне революции все имущество, не желая и близко приближаться к политике, снова обращается к литературе. В 1795 — 1797 гг. выпускает сборник «Алина и Валькур», другие произведения, которые имеют огромный успех у публики. В 1800 г. в продажу поступают «Преступления любви», написанные когда-то в Бастилии. Он думал тихо и спокойно закончить свои дни, но судьба распорядилась иначе.
Бонапарт называет его книги чудовищными, приказывает изъять готовый к продаже выпуск «Новая Жюстина». Самого автора заключают в одиночную камеру в марте 1801 г. Через месяц его перевели в Сент-Пелажи, потом в Бисетр и, наконец, в хоспис Шарентона, откуда скандальный писатель уже никогда не выйдет.
Что же, имя де Сада навсегда вошло в историю. Им были вдохновлены художники Ман Рэй, Дали, Магритт. Под влияние его сочинений попали многие известные авторы: Виктор Гюго и его Собор Парижской Богоматери, Эжен Сю, Бодлер, Жорж Санд. В середине 1900-х европейцы говорили: он, прежде всего, символ свободы, «свободы вне тюрем и вне веков».