В прошлом году известному советскому актёру Олегу Далю могло бы исполниться 80 лет. Но есть люди, которым не суждено прожить длинную жизнь. Просто потому, что они сжигают себя сразу, без остатка. И таких людей в истории нашей отечественной культуры было множество.
Особенно много безвременно ушедших было в 70-80-е годы. Кто-то заканчивал жизнь самоубийством, а кто-то доводил себя до смерти своим образом жизни. И, конечно, алкоголь здесь сыграл не последнюю роль.
Уже после смерти Олега Даля многие режиссеры признавались, что приглашали его к себе в фильмы, но тот от этих предложений часто отказывался. А роли были потрясающие. Причем, когда их сыграли другие актёры, они стали знаменитым.
Например, Михаил Козаков почти месяц уговаривал Даля сыграть в фильме «Безымянная звезда» учителя Мирою с Анастасией Вертинской в паре. Олег сначала вроде согласился, потом вдруг перезвонил и отказался – мол, не смогу быть достаточно убедительным в этой роли.
Козаков дал ему еще некоторое время подумать, убеждал, что именно он сможет гениально сыграть влюбленного романтика, как никто другой, но Олег всё же отказался и позже. В итоге эта роль принесла молодому Игорю Костолевскому очередную порцию славы.
После участия в фильме «Не может быть!» Леонид Гайдай загорелся снять гоголевского «Ревизора» и в роли Хлестакова он не видел никого другого, кроме Даля. Но Олег отказался и в тот раз, сказав, что он вообще не подходит на эту роль.
В те годы Олег много копался в себе и старался избегать комедийных ролей. Это было видно по фильмам «Плохой хороший человек», «Вариант «Омега», «Отпуск в сентябре».
Примерно по этой же причине он отказался от роли Жени Лукашина в фильме Рязанова «Ирония судьбы». Рязанов не был готов к такому неожиданному для себя отказу, долго искали достойную замену, поэтому Мягков попал на эту роль уже после длительного отбора.
А еще были отказы от ролей в фильмах: «Сладкая женщина» (Тихон – сыграл Янковский), «Экипаж» (бортинженер Игорь – сыграл Филатов), «Любимая женщина механика Гаврилова» (механик Гаврилов – сыграл Шакуров). Это только из известных картин, в которых такие роли принесли исполнителям славу и популярность. Но он за популярностью не гнался.
Конечно, не последнюю роль в его отказах играл алкоголизм. Дело в том, что Олег Иванович не терпел на работе халтуру, поэтому и сам никогда не выходил на съемки в нетрезвом состоянии. Но алкогольная зависимость была уже сильнее его, и в последние годы он ставил перед режиссерами условие, чтобы ему в случае чего предоставляли отпуск на две-три недели.
Любой стресс мог быть причиной запоя, из которого он обычно выходил с помощью врачей. Но об этом знали и режиссеры, поэтому не все соглашались ставить в зависимость от одного, пусть и великолепного актёра, жизнь всей съемочной группы.
Через двадцать лет после смерти Даля Татьяна Евгеньевна Лаврова, которая была второй супругой актёра, вспоминала, что когда они поженились, 24-летний Олег уже страдал алкоголизмом. Лаврова это поняла после первых двух месяцев семейной жизни, когда Олег уходил в запои, закрывшись от всех, кроме неё.
После второго запоя она поняла, что это болезнь, с которой он не сможет справиться сам.
В то время Олег любил грузинский коньяк «Иверия», который купить в магазине было непросто. Но в числе его поклонников был чиновник из управления торговли, который постоянно снабжал его коробками с этим коньяком.
Она попыталась разобраться, что его заставляет пить? Стала с ним дома выпивать и разговаривать по душам, но чуть сама не впала в зависимость от спиртного. А Олегу, наоборот, вдруг очень понравилось, что Татьяна начала разделять с ним домашние выпивки, и он позже уже требовал её участие в своих запоях. Татьяна же просто сбежала от него через полгода после свадьбы.
Только интересные роли могли отвлечь Даля от алкоголя. Например, знакомство с Анатолием Эфросом на длительный срок оторвало его от пьянства. Он с удовольствием стал работать на сцене Театра на Малой Бронной, куда его позвал Эфрос, и месяцами забывал о спиртном.
Ежедневные дневные репетиции и вечерние спектакли просто не оставляли ему время на запои. В те годы он сыграл свои лучшие театральные роли в спектаклях: «По страницам журнала Печорина», «Острова в океане», «В четверг и больше никогда», «Месяц в деревне» и т.д.
Анатолий Васильевич понимал, что душевную пустоту вне работы Олег тут же будет заливать алкоголем, поэтому не оставлял его в творческом покое.
В те годы в кино ему многое предлагали, от многого он отказывался, но и тяжело переживал ситуации, когда сам очень хотел сыграть какую-то роль, а режиссер выбирал другого актёра. И обычно это было поводом для очередного запоя.
В феврале 1981 года он поехал на две недели в Киев, чтобы участвовать в пробах на роль археолога Левашова в фильме «Яблоко на ладони». Роль по сценарию ему очень понравилась, но режиссер в итоге выбрал актёра Анатолия Васильева.
Даль глубоко переживал это решение и, закрывшись один в гостиничном номере, выпил бутылку водки (её нашли на столе). Это было нельзя делать, так как он жил в то время с «зашитой капсулой».
Хотя позже вдова Олега (последняя супруга актёра Елизавета Апраксина) утверждала, что Даль умер во сне от остановки сердца, потому что с детства страдал сердечной болезнью.
Талантливого актёра не стало в возрасте 39-и лет. До своего сорокового дня рождения он не дожил меньше двух месяцев.
Олега Ивановича Даля похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.