В 1950-е годы молодой актер Евгений Евстигнеев помогла своему другу и коллеге Олегу Ефремову создавать новый театр – «Современник». Этот театр был одним из самых ярких культурных явлений советской столицы тех лет.
Те, кто создавали театр: Ефремов, Евстигнеев, Волчек, Кваша и другие, были настоящими звездами сначала сцены, потом – кино. Они не просто служили в театре, а жили им и искусством. Конечно, создатели театра «Современник» были не просто коллегами, а друзьями.
Когда Олег Ефремов перешел на пост руководителя во МХАТ, Евгений Евстигнеев перешел в этот театр вместе с ним. Здесь он сыграл немало ярких ролей, которые ему предлагал Олег Николаевич.
Постепенно между товарищами начало нарастать недопонимание: Ефремов не был против того, чтобы Евгений Александрович много снимался в кино, но театр для актера всегда должен был быть в приоритете. То есть, нельзя было пропускать репетиции и переносить постановки.
Как-то Евстигнеев обратился к художественному руководителю театра с просьбой перенести репетицию, так как у него были назначены съемки на это время. И тут Ефремов первый раз сказал актеру: выбирай, либо там, либо здесь.
Позже Евгений Александрович попросил Олега Николаевича освободить его от участия в нескольких постановках из-за плотного графика съемок. Актер аргументировал свою позицию тем, что у него нет интересных ролей в родном театре.
— Если не можешь играть в полную силу, уходи на пенсию! – вскипел Олег Ефремов.
Евстигнеев сильно огорчился такому ответу, она написал заявление об уходе в надежде, что товарищ остановит его. Но этого не случилось, и Евгений Александрович навсегда покинул МХАТ.
Без работы он, конечно, не остался, его пригласили сразу в несколько столичных театров. Он продолжал много сниматься в кино. В том же 1988 году, когда произошла ссора, Евгений Евстигнеев снялся в трех фильмах, включая «Собачье сердце».
Но разлад отношений с Ефремовым актер переживал очень остро, ведь их связывала настоящая многолетняя дружба. Жена Евстигнеева Ирина Цывина говорила, что худрук просто вспылил и не хотел выгонять друга из театра.
Более того, Ефремов позже предлагал ему вернуться в родной театр, но тот не простил обиды. И до конца жизни они больше не общались.