Гротеск не только на экране, но и в жизни – так о нём вспоминали коллеги и друзья.
Сергей Александрович Мартинсон был неординарным во всех отношениях человеком. Единственный сын шведского барона и русской дворянки в юности даже предположить не мог, что когда-нибудь станет профессиональным актёром. Не будь революции, его бы ожидало совсем другое будущее.
Юноша ещё в гимназии проявлял интерес к наукам и был одним из лучших учеников школы. Кстати, там он впервые вышел на сцену детского театра. Но своё участие в спектаклях считал лишь забавным развлечением.
В доме его родителей в Санкт-Петербурге собирались известные люди. На домашнем пианино, которое ему купили родителя для занятий в музыкальной школе, неоднократно играл близкий друг семьи Александр Скрябин.
Гостями их дома были: великий Фёдор Шаляпин, князь Юсупов, балерина Матильда Кшесинская и многие знаменитости Петербурга начала двадцатого века. Все видели и знали маленького Серёжу, и тот тоже знал и помнил многих.
Несмотря на такое светское окружение, Сергей Мартинсон рос бунтарём. Сразу после революции, захваченный грандиозными идеями всемирного равенства и братства, он вступил добровольцем в Красную армию.
Правда, менее чем через год он разобрался в сущности новой власти и, понимая, что до идеалов ещё очень далеко, 20-летний Сергей демобилизовался.
В 1919 году он поступил в Технологический институт и решил серьёзно заняться наукой. Но в те годы большинство научных профессоров покинули страну, и в институте больше занимались политагитацией студентов, чем их обучением предметам.
И тогда Мартинсон перевёлся в Институт сценических искусств, который успешно закончил в 1923 году.
Можно сказать, что с середины двадцатых годов началась его большая театральная карьера. Очень быстро он стал ведущим актёром театра Мейерхольда. И тогда же его впервые пригласили в кино.
Почти двадцать лет он бы настоящим королём киноэпизодов. Он не мог сниматься в главных ролях, так как каждый вечер выходил на сцену театра.
Свою первую главную роль в кино Мартинсон сыграл лишь через 20 лет, в 1944 году, в фильме «Сильва». Но и позже в кино его тоже не баловали главными ролями.
Сергей Мартинсон был ярким гротесковым актёром в амплуа «комического злодея». А такие в советском кинематографе были не очень нужны. Но даже те небольшие эпизоды, которые сыграл актёр, навсегда запоминались зрителям.
В жизни Мартинсон был в значительной степени тоже «гротесковой личностью». Это особенно было заметно в советском обществе. Но, думаю, живи он в те годы, например, в США, то тоже бы ярко выделялся среди коллег.
Это выражалось во всём. В его манере общаться, в его суждениях и даже просто в поведении на улице. Было ощущение, что он всё время играет какую-то роль. И только близкие знали, что таким чудноватым он был на самом деле.
Он был трижды женат, имел сына и двух дочерей от разных жён. А ещё в его жизни была большая любовь, которой стала его вторая супруга – балерина Елена Добржанской. Причем они не зарегистрировали свой брак, так как против была сама Елена.
Или как её звали близкие – Лола. Она говорила, что брак — это уже начало семьи, рождение детей и т.д. и т.п. А она пока не готова к семейной жизни. И влюблённый Сергей покорно ждал.
Правда, в 1939 году у них всё равно родился сын Александр, но хорошей матерью Елена так и не стала. Мальчика в основном растили нанятые воспитатели, вследствие чего он вырос избалованным и непутевым юношей, попал в плохую компанию и даже был осуждён за тунеядство.
Беда пришла неожиданно. В 1946 году Лолу арестовали, обвинили в шпионаже и осудили на 15 лет лагерей без права переписки. Но она не отсидела и пяти. Не выдержав тяжелейших условий, Елена скончалась в 1950 году в печально знаменитом «Воркутлаге».
Сергей об этом узнал лишь в 1955 году, когда в период широкой компании по реабилитации пытался её разыскать. Весть о смерти Лолы подкосила здоровье и самого актёра. Именно тогда у 56-летнего актёра случился первый инфаркт. Но в дальнейшем он взял себя в руки и вёл исключительно здоровый образ жизни.
Главной поддержкой и единственной отрадой были две взрослые дочери. Но и их он позже потерял. Сначала, в 1974 году эмигрировала его старшая дочь Анна. Она вышла замуж за американца и сразу же уехала в США.
Почти каждый год дочь присылала отцу официальные приглашения, но наши власти не разрешали ему выехать даже в кратковременную поездку. Опасались, что он останется там навсегда. К тому времени он был уже известным киноактёром, и его бегство из СССР могло кинуть тень на советский строй.
Позже в США уехал и его младшая дочь. Правда, это случилось уже после смерти Сергея Мартинсона в 1984 году.
Последние дни он провёл один в своей квартире, так как в то время младшая дочь активно занималась своей личной жизнью и почти не навещала отца. Хотя именно он купил ей кооперативную квартиру, чтобы та могла устроить свою семью.
Взрослый сын пил, вел беспорядочную жизнь и тоже не интересовался судьбой отца. Хотя до этого был период, когда они несколько лет прожили вместе.
По сведенью соседей, в свои последние месяцы Сергей Александрович находился в депрессии, почти ни с кем не общался, изредка выходил на улицу, не замечая никого вокруг.
Свою последнюю роль в кино он сыграл за полтора года до смерти и потом либо отказывался, либо просто молча клал телефонную трубку, если ему звонили из киностудии.
Его не стало в сентябре 1984 года. Народный артист РСФСР Сергей Александрович Мартинсон был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.