«Обладала невероятно длинными ногами и едким юмором»: Как мусульманка из России стала великой балериной в США

В мемориальной статье, написанной после её ухода, Луис Ботто из Playbill отметил, что Тамара Жева «обладала изумительным и едким чувством юмора, а также невероятно длинными ногами».

Однако как первая муза Баланчина, она была выдающейся советско-американской балериной и артисткой, оказавшей огромное влияние на балет, театр и танец.

Выступая по всему миру на протяжении всей своей карьеры, Жева стала одним из первых послов балета в Америке. И совсем неудивительно, что её жизнь, пронизанная уникальными испытаниями и триумфами, была экстраординарной и сложной.

Родилась Тамара Левки́вна Жевержеева в Санкт-Петербурге в 1907 году. В детстве отец привёл Тамару в Мариинский театр на «Эсмеральду» с Матильдой Кшесинской, впечатлённая девочка захотела стать танцовщицей и поступить в Императорское балетное училище, однако родители оказались категорически против:

семья её отца была баснословно богата и принадлежала к довольно высоким кругам общества, балетная стезя как карьера для девочки из такой семьи, как тогда считали,была неприемлема. После революции семья потеряла всё состояние, отца арестовали и отпустили чудом, благодаря заступничеству артистов, которым он сам ранее оказывал протекцию.

Сказав, что в условиях новой советской реальности он не может предложить ей будущего, о котором шла речь раньше, отец разрешил Тамаре заняться балетом профессионально

Ранние годы

С ранних лет у неё были непростые отношения не только с собственными родителями, а и родственниками, которые то и дело пытались оказать на неё пагубное влияние. В начале революции Тамара наткнулась на повешенное тело местного мясника, который был возлюбленным её матери.

Согласно автобиографии, её спасительной благодатью была гувернантка: заботливая женщина, разглядевшая в девочке любовь к балету. Несмотря на то, что балетные учреждения не всегда были безопасной средой для юных особ и молодых женщин, для Жевы балет стал отдушиной в довольно нестабильном детстве.

Самоотверженная и амбициозная, ушедшая с головой в тренировки, она смогла найти выход из небезопасной, нестабильной и неприемлемой ситуации. Семья отца Жевы была мусульманской, поэтому поначалу она не могла поступить в балетные институты внутри страны.

Однако после революции, когда Императорский балет начал принимать студентов из других религиозных слоёв, Тамара тут же ухватилась за эту возможность, тем самым полностью изменив свою судьбу.

Императорский балет, Баланчин и Русские балеты

Тренируясь в Императорском балете, Жева начала развивать свои таланты. Несмотря на то, что большинство классов в Императорском балете были разделены по признаку пола, занятия по бальным танцам проводились совместно.

В решающий момент Тамара познакомилась с Джорджем Баланчиным на занятиях по бальным танцам. Выйдя за него замуж до того, как ей исполнилось восемнадцать, она начала работать вместе с ним над созданием блестящих, но непонятых по тем временам произведений.

Недовольные нынешними условиями в Советской России, а также в самом Императорском балете, Жева и её муж решили отправиться в Париж. Во время гастролей в 1924 году Тамара, Баланчин, Александра Данилова и Николай Ефимов отказались возвращаться в Советский Союз.

Вместо этого все четыре танцора заняли позиции в «Русских балетах» во Франции, труппе, которая остаётся одной из самых известных танцевальных трупп всех времён. Однако судьба каждого из четырёх танцоров сложилась по-разному.

Баланчин стал звёздным хореографом, а Александра Данилова, следующая жена Баланчина, стала звездой «Русских балетов», а Ефимов и Жева были упущены из виду.

Тамара отметила, что Дягилев, импресарио «Русских балетов», неизменно помещал её в кордебалет. Проще говоря, она хотела больше главных ролей и активно добивалась их. После того как «Русские балеты» распались, Баланчин и Жева начали работать с новой труппой под названием «La Chauve-Souris».

К тому времени, когда они начали работать в новом направлении, Тамара и Джордж были в разводе, но при этом поддерживали хорошие дружеские отношения на протяжении всей своей жизни. Когда они начали работать в США, их партнёрство оказалось решающим.

Многогранная натура

Гастролируя по всему миру с «La Chauve-Souris», Тамара привезла хореографию Баланчина в Америку. «La Chauve-Souris», возглавляемый российско-армянским художником Никитой Балиевым, был гастрольным ревю, которое началось в Москве и продолжилось позже во Франции и Соединённых Штатах.

Материал из шоу состоял из комедии, актёрской игры, пения и танцев. «La Chauve-Souris» были настолько влиятельны, что их хореография до сих пор исполняется в США; например, знаменитый «Парад деревянных солдатиков».

Отчасти этот успех был обусловлен влиянием Тамары. Её разносторонние выступления сразу же получили высокую оценку, и во многих отношениях она стала лицом новых хореографических идей и стилей в Америке.

Закончив сотрудничество с «La Chauve-Souris», она начала свою сольную карьеру, работая над множеством различных проектов. Поскольку они смогли сохранить близкие отношения, она появилась в гостевых ролях в хореографии Баланчина в Американском балете. Затем она начала свою музыкальную и театральную карьеру.

Список выступлений Жевы разнообразен и многочислен, начиная от балета и заканчивая более современными формами танца, такими как Бродвей и кино. На Бродвее она снялась в фильмах «Whoopee», «Трое в толпе», «Летящие цвета» и «На цыпочках».

В Лондоне она снялась с Рэймондом Мэсси в сценической премьере антивоенной пьесы Роберта Э. Шервуда «Восторг идиота». В 1953 году она появилась в нью-йоркском возрождении «Мезальянса» Джорджа Бернарда Шоу. В кино она сыграла в фильмах «Their Big Moment» и «Жёны оркестрантов». В 1946 году она поставила хореографические партии в фильме Бена Хехта «Призрак розы».

В последние годы жизни Тамара в основном работала учительницей и инструктором. Кроме того, в 1972 году она опубликовала свою автобиографию «Доли секунды». На протяжении своей карьеры Жева выступала в качестве исполнительницы, хореографа и преподавателя в различных жанрах.

Тамару чаще всего вспоминают как первую жену Баланчина и музу в танцевальной науке и популярных СМИ, но, по правде говоря, она сыграла основополагающую роль в развитии танца в США.

Создавая лицо американского балета и танцевального театра в Соединённых Штатах, Жева создала легендарные произведения и персонажей, подобных её роли в фильме «На цыпочках». Демонстрируя стойкость, выдержку, талант и целеустремлённость, Тамара Жева стала той самой женщиной, которая полностью изменила американский балет и танец в целом.

Оцените статью
«Обладала невероятно длинными ногами и едким юмором»: Как мусульманка из России стала великой балериной в США
Почему не общался с родными сыновьями неисправимый ловелас и известный артист Евгений Верник