13 фильмов советской эпохи, в которых любимый актер сыграл отрицательных персонажей. Злодеи у него получались обаятельными, а преступники благородными.
Вот уж кого из советских актеров никак нельзя представить в однозначно отрицательной роли, так это Николая Караченцова (1944-2018).
Даже его уникальный голос, и тот не подходил к образам подлецов и мерзавцев. А между тем Николай Петрович неоднократно играл разнообразных злодеев и преступников на экране. Но при этом, в большинстве случаев, заставлял зрителей переживать за своих, не самых законопослушных, героев.
- ДЛИННОЕ, ДЛИННОЕ ДЕЛО (1976)
- ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА (1979)
- ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШЕРЛОКА ХОЛМСА И ДОКТОРА ВАТСОНА (1979)
- СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ
- СОЛОВЕЙ (1979)
- ДАМЫ ПРИГЛАШАЮТ КАВАЛЕРОВ (1980)
- ОСЛИНАЯ ШКУРА (1982)
- ОСТРОВ СОКРОВИЩ (1982)
- ТРЕСТ, КОТОРЫЙ ЛОПНУЛ (1982)
- ДЕТСКИЙ САД (1983)
- ДВЕ СТРЕЛЫ. ДЕТЕКТИВ КАМЕННОГО ВЕКА (1989)
- ДЕЖА ВЮ (1989)
- ЛОВУШКА ДЛЯ ОДИНОКОГО МУЖЧИНЫ (1990)
ДЛИННОЕ, ДЛИННОЕ ДЕЛО (1976)
Герой молодого Николая Караченцова — бывший зэк — оказывается подозреваемым в убийстве другого уголовника. Он отчаянно пытается доказать свою невиновность, но кажется следователь хочет быстро закрыть дело.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА (1979)
— Урри, где у него кнопка?
Фраза ставшая крылатой, благодаря, в том числе и феноменальной игре Николая Караченцова.
Если в предыдущей картине его персонаж только кажется преступником, то заграничный охотник на советского робота – самый настоящий бандит. И первый нелепый и комичный преступник в фильмографии будущего Народного артиста России.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШЕРЛОКА ХОЛМСА И ДОКТОРА ВАТСОНА (1979)
Герой Николая Караченцова – убийца. Но когда благодаря великому сыщику зритель узнает мотивы американца, то начинает восхищаться его благородным планом мести.
СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ
Фильм 14: ПОДПАСОК С ОГУРЦОМ (1979)
Герой Николая Караченцова – талантливый ювелир, безупречно подделывающий работы самого Фаберже. Преступное ремесло приносит ему неплохой доход, но в какой-то момент он начинает понимать, что зарывает свой уникальный талант, изготавливая копии работ других мастеров. И он идет в милицию.
СОЛОВЕЙ (1979)
В экранизации сказок Ганса Христиана Андерсена Николай Караченцов сыграл обаятельного проходимца, одевшего короля в платье из волшебной ткани, увидеть которое дано не каждому. Когда раздастся тот самый возглас:
— А король-то голый!
Мошенник уже получит гонорар и исчезнет.
ДАМЫ ПРИГЛАШАЮТ КАВАЛЕРОВ (1980)
Герой Караченцова – обаятельный шулер и альфонс, промышляющий в курортный сезон в Сочи. По крайней мере, так он представляется героине Марины Неёловой. Кто он на самом деле мы так и не узнаем, но на целых 42 рубля одинокую отдыхающую он все-таки обманет.
ОСЛИНАЯ ШКУРА (1982)
И вновь детская сказка, на этот раз по мотивам Шарля Перро. Герой Николая Караченцова – комичный атаман разбойников, вечно попадающий со своими подручными в глупые ситуации. Где еще можно увидеть, как Караченцов мычит, подражая корове.
ОСТРОВ СОКРОВИЩ (1982)
Пират Чёрный Пёс вообще не должен вызывать никаких положительных эмоций у зрителей. Но благодаря харизме Николая Караченцова даже такой головорез смотрится обаятельно.
ТРЕСТ, КОТОРЫЙ ЛОПНУЛ (1982)
Экранизация плутовских рассказов О’Генри. История двух благородных жуликов, которых можно сравнить с нашим Остапом Бендером. Несколько веселых историй честного отъема денег у наивных американцев.
ДЕТСКИЙ САД (1983)
Фильм-автобиография поэта Евгения Евтушенко, им же и поставленный. Воспоминания о своем детстве в эвакуации. Николай Караченцов сыграл авторитетного главаря воровской шайки.
С одной стороны его герой – подлец, который грабит беззащитных и учит маленького мальчика воровству («Теперь ты вокзальный щипач!»). С другой — приходит в ярость, когда узнает, что один из его подручных ограбил женщину, которая шла с похоронкой на сына.
— Я же сам – гад! – повторяет его герой несколько раз.
ДВЕ СТРЕЛЫ. ДЕТЕКТИВ КАМЕННОГО ВЕКА (1989)
Настоящая притча, замаскированная под детектив и комедию. Наверное, единственная роль Николая Караченцова, где он самый настоящий подлец, не вызывающий ни капли сочувствия и понимания.
ДЕЖА ВЮ (1989)
Уморительная комедия-пародия на американские фильмы про итальянскую мафию. Поставлена польским режиссером Юлиушем Махульским. Николай Караченцов в роли одесского гангстера по кличке Японец, который безуспешно пытается ликвидировать заокеанского киллера.
ЛОВУШКА ДЛЯ ОДИНОКОГО МУЖЧИНЫ (1990)
Комедийный детектив, в котором потерпевший превращается в преступника. Блестящий дуэт Николая Караченцова и Ирины Шмелёвой. И целая плеяда звезд советского кино. Один из редких чисто развлекательных фильмов эпохи Перестройки, где нет чернухи и заскоков под арт-хаус.
Это не все, но самые известные советские фильмы, где Николай Петрович играл преступников и злодеев. Даже трудно выделить какая из перечисленных ролей лучшая. У такого мастера все герои получались незабываемыми.