Актриса повидала много горя в своей жизни
Элеонору Шашкову вот уже 50 лет называют «женой Штирлица». Ведь именно роль в культовом телефильме «Семнадцать мгновений весны» прославила актрису на весь Советский Союз. На съемочной площадке она подружилась с Вячеславом Тихоновым, с которым продолжала тепло общаться до самой его смерти.
Элеонора Шашкова родилась 24 декабря 1937 года в Батуми в семье офицера пограничных войск КГБ СССР. Отец — Петр Никитич Шашков прошел всю войну, дошел до Румынии. После войны служил в Кишиневе, затем — в Симферополе. В 1960-х годах служил на курильском острове Кунашир, был заместителем начальника погранотряда.
Мать — Антонина Ивановна Шашкова (в девичестве Пацкова) высшего образования не получила, занималась домом, любила петь и читать стихи. После окончания школы Элеонора три года прослужила на Курилах в отделе разведки штаба пограничных войск КГБ СССР делопроизводителем и машинисткой, выучила стенографию, принимала участие в допросах японских шпионов, имела допуск к гостайне.
В 1963 году вопреки воле отца, категорически возражавшего против актерского будущего дочери, окончила театральное училище имени Щукина.
Творчество
Элеонора Шашкова будучи студенткой второго курса Щукинского училища начала сниматься в кино. Актриса дебютировав в 1961 году эпизодической ролью в фильме «Две жизни».
Впервые роль жены разведчика Шашковой досталась в шпионской тетралогии «Ошибка резидента» (1968), «Судьба резидента» (1970) и «Возвращение резидента» (1982).
Снималась в фильмах: «Драма на охоте», «Тени исчезают в полдень», «Цирк зажигает огни», «Свадьба старшего брата», «Возвращение Мухтара», «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант 3», «Утесов. Песня длиною в жизнь», «Закон и порядок. Преступный умысел», «Мачеха», «Паутина», «Лондонград. Знай наших!», «Батя» и других.
Самой известной киноролью артистки стала крошечная роль жены Штирлица Александры Николаевны Гаврилиной в культовом телесериале Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973). Когда актриса пришла на пробы, Лиознова предложила ей сделать стрижку. Тогда как раз умерла мама актрисы в очень молодом возрасте.
На ней остались маленькая дочь и сестра, с мужем она еще не расписалась. Жизненный период был довольно сложный. Но это именно то, что было нужно Лиозновой.
На следующий день должны были состояться съемки эпизода встречи героев Шашковой и Вячеслава Тихонова. Причем снимали каждого по отдельности. У актера в этот день был первый за полгода выходной, играть без партнера у Шашковой не получалось, ей хотелось видеть глаза «мужа». Внезапно на площадке появился Тихонов. Ему стало любопытно, как же выглядит его экранная «жена».
Он сел возле камеры. Шашкова, увидев его, сыграла свою роль, а на следующий день должны были снимать Вячеслава Васильевича, но он сказал, что без «жены» у него ничего не получится. За ней послали машину. Безмолвная сцена свидания Штирлица с женой стала, пожалуй, самой пронзительной в истории отечественного кинематографа.
И одна из самых сложных в фильме: ее участники не разговаривают и практически не двигаются в кадре: пять с половиной минут они находятся в кадре без единого слова. По сюжету фильма им даже нельзя показывать, что они знакомы.
«Для роли жены Исаева я была моложе возраста своей героини, и меня взрослили. Я не удивляюсь, что именно сцена короткого свидания Штирлица с женой стала самой яркой в фильме. Вспомните кадр, когда он поднял глаза. Они были наполнены душой, а в моих глазах читалось: «Я страдаю в разлуке, сильно люблю тебя и очень переживаю, как ты тут живешь без меня?»
В последнем крупном плане глаза моей героини говорили: «Может, я вижу тебя последний раз в жизни… Мы играли в полном молчании… И все получилось. С таким великим актером, как Тихонов, иначе и быть не могло!» — вспоминала Элеонора Петровна.
Фильм принес обоим всенародную любовь. Для многих поколений телезрителей актриса по сей день остается «женой Штирлица».
«Мне было интересно сыграть роль без слов, глазами выдав то, что происходит в душе. Но я не знала, что получится. А вскоре после съемки Лиознова увидела меня на студии: зайди, покажу твой кусочек, вся студия о нем говорит. Я посмотрела его без музыки — позже Таривердиев писал ее, глядя на экран, — и что я увидела?
Что у меня подернут пиджак, что я как-то прошла не так, села не так, не так посмотрела. Я была в шоке и сказала об этом. Татьяна Михайловна подумала, что я говорю об эпизоде, а не о себе, очень обиделась на меня, и мы несколько лет даже не разговаривали«, — делилась актриса.
Личная жизнь
Элеонора Шашкова дважды была замужем. Первый муж — актер Эрнст Зорин. Они познакомились в Театре имени Е. Б. Вахтангова. В браке родилась дочь Антонина. Шашкова назвала девочку в память о своей маме. В 1980 году Зорин эмигрировал в ФРГ, а с 1996 года жил в США.
Второй муж — кинорежиссер и сценарист Валентин Селиванов. Познакомились на съемках фильма «Дневник Карлоса Эспинолы» в 1976 году, когда актриса была замужем, а Селиванов женат. «Я влюбилась в Валентина Селиванова и решила, что не могу это скрывать.
Так и сказала Эрнсту, что полюбила другого. Он, конечно, был расстроен, но другого выхода я не видела. Эрнст очень хороший человек, я хочу, чтобы он таким и оставался для окружающих», — объяснила Шашкова.
Уйдя от мужа, она не сразу смогла сойтись с Селивановым. Когда узнала о второй беременности, то решила сделать аборт. «Очень об этом жалею. Но тогда казалось, что это не вовремя, поэтому я пошла на большой грех. Валентин не знал. Когда выяснил это, неделю со мной не разговаривал», — признавалась актриса в эфире программы «Судьба человека».
Она прожила со вторым мужем 22 года, обвенчалась. «После этого, мне казалось, должно наступить светлое время. А случилось все наоборот. Муж дал в долг 65 тысяч долларов, их не вернули. Это повлияло на здоровье мужа, мы стали нищими…
Со мной всю жизнь происходят трагические случаи: то на меня что-то упадет, то сама упаду — ударюсь головой, то чуть под машину не попаду», — откровенничала артистка.
Элеонора Шашкова сейчас
Элеонора Шишкова 60 лет служит в театре имени Евгения Вахтангова. По-прежнему снимается в кино.
Утешение после смерти своего мужа она нашла в вере. «Бог спасал. После смерти мужа читаю в основном духовную литературу, она мне помогает пережить горе. Театр, конечно, помог… Я в принципе грустный человек. У меня все время печаль на лице. Но в театре, чтобы никто ничего не думал, я перед входом «встряхиваюсь» и «надеваю» улыбку», — отмечала Шашкова.