Николай Трофимов не смог похоронить сына: о чём не рассказывал «русский Чаплин»

21 января 1920 года родился актёр, которому с детства пришлось слышать смех в свой адрес. Он сделался комиком — это его спасло. И даже сделало счастливым. Зрители улыбались, едва он появлялся на экране. И не подозревали, что за забавной внешностью прячется страшная трагедия. Он никому об этом не рассказывал.

Николай Трофимов играл смешных и забавных героев — Льва Гурыча Синичкина, полковника милиции в «Бриллиантовой руке», Толстого Волка в сказке «Про Красную Шапочку»…

Помните, как Красная Шапочка (Яна Поплавская) спорила с Худым Волком (Владимир Басов): «Он не толстый — он милый». Мало кто знал, что в жизни этого человека, от одного взгляда на которого на лицах зрителей появлялись улыбки, произошла страшная трагедия.

Море, смех и сорванные уроки

Его родной город — Севастополь. Сколько он себя помнил, вокруг всегда было море. И работа отца была связана с морем — он ремонтировал корабли на заводе. А мама вела хозяйство. Родителям приходилось то и дело ходить в школу: их вызывали «на ковёр» из-за поведения сына.

Николай и сам не учится, и другим мешает! — возмущались учителя. А мальчику просто трудно было сдержать рвущийся наружу талант. Ему достаточно было произнести несколько слов, чтобы одноклассники принимались хохотать.

Сколько на его счету было сорванных уроков — невозможно сосчитать! Но Коле это было неважно: главное — его талант находил зрителей. Прочитав со школьной сцены шуточную лекцию Чехова «О вреде табака», Трофимов стал авторитетом даже для старшеклассников.

На ТЮЗовский спектакль «Хижина дяди Тома», в котором у Коли была крошечная роль, даже без слов, школьники повалили толпой: все хотели на него посмотреть. И Николай не обманул ожиданий: зрители хохотали.

«Пять морей», фронт и награды

Из всех городов, где учили «на артиста», Трофимов выбрал Ленинград: там тоже было море. На вступительных экзаменах привёл в восторг преподавателей: показал сценку о побеге базарного вора и прочёл отрывок из пушкинского «Золотого петушка».

Его педагогом стал Борис Зон, который когда-то учился у самого Станиславского. Учёба давалась легко. Нередко Трофимов получал зачёты «автоматом»: достаточно было показать Зону удачный экспромт. Было ясно: он один из самых талантливых студентов на курсе. И вот уже получен диплом…

А на следующий день после торжественного выпуска началась Великая Отечественная. Николай рвался на флот — громить врага. Но ему отказали, строго объяснив: бороться нужно не только на фронте, но и в тылу, и на артистов будет возложена важная миссия: поддерживать своим искусством боевой дух солдат. Так Трофимов попал в «Пять морей» — этот ансамбль организовал Исаак Дунаевский.

Певцы, танцовщики, чтецы выступали перед публикой, но не только в театре: приходилось частенько бывать на передовой, слышать над головой свист пуль. Впрочем, судьба берегла артиста. Он остался жив и даже был награждён боевыми орденами и медалями. Но Великая Отечественная отняла у него самое дорогое: сына.

Кусочек хлеба для беременной жены

К тому времени актёр был женат. Татьяна Глухова тоже была актрисой. У них должен был родиться первенец. Ужасы блокадного Ленинграда известны всем, об этом написано много книг и снято много фильмов. Пришлось голодать и семье Трофимова.

Его самого кормили в театральной столовой — скудно, но кормили. Выносить продукты строжайше запрещалось, за этим следили: артистам нужны были силы, чтобы выступать. Трофимов всё же ухитрялся прятать крошечные кусочки хлеба — для жены.

Оплакивали сына всю жизнь

Их сын Женя родился в очень неподходящем месте и в неподходящее время: в блокадном Ленинграде. И прожил совсем недолго. Малыш простудился, заболел и вскоре умер. А безутешные родители не смогли даже похоронить своего мальчика — как и многие в то страшное время. Крошечное остывшее тельце согласился взять водитель похоронной машины: он вёз умерших на Пискарёвское кладбище.

Смерть младенца стала огромной трагедией для Николая Трофимова и его жены. Больше у них детей не было. Женечка остался единственным сыном. Актёр старался избегать в разговорах военной темы и обсуждения детей: слишком болела его рана, не зажившая до конца жизни. Слишком горько было вспоминать сына, так и не ставшего взрослым…

В Театре комедии

После Победы Трофимова приняли в труппу Театра комедии. Он выходил на его сцену 17 лет, и коллеги могли наблюдать, как жена приносит ему домашнюю еду, свежий творог, чтобы ему не приходилось обедать в буфете. Потеряв сына, она стала относиться к мужу с ещё большей нежностью: Николай был единственным, кто у неё остался. А он сумел спрятать боль и горе глубоко-глубоко.

И продолжал смешить зрителей, играя Хлестакова, Льва Гурыча и другие комедийные роли. Очень быстро Трофимов стал звездой Театра комедии, зрители шли специально «на Трофимова».

«А может быть, попробуем… — Нет, не надо»

Ему было 44 года, когда он сменил место работы — перешёл в БДТ. Здесь был совсем другой подход к творчеству. Георгий Товстоногов запрещал актёру импровизировать и добавлять своим героям реплики. А ему хотелось «придать блеск», сделать роль интереснее.

Но каждый раз он сталкивался со строгим товстоноговским «нет». Тот говорил: «Это вам не Театр комедии». Трофимов пытался убедить: «Тогда давайте попробуем… — Нет, не надо. — А если так… — Нет, нет, спасибо». Позднее этот диалог почти без изменений вошёл в комедию Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», где Николай Николаевич сыграл полковника милиции.

«Русский Чаплин»

Другие его роли в кино тоже обычно были комедийными. Но вот Сергей Бондарчук сумел разглядеть в маленьком смешном человечке талантливого драматического артиста с трудной судьбой. И без всяких проб взял его на роль капитана Тушина в своём фильме по роману Льва Толстого. Он сразу отличил настоящего фронтовика, побывавшего на передовой, и понял: он сыграет как надо.

И Трофимов сыграл — так, что зрители не могли сдержать слёз. И всё же он оставался преимущественно комиком. Его сравнивали с Чаплином и Игорем Ильинском, приглашали играть в «Комеди Франсез»… А он оставался всё таким же скромным, светлым, добродушным человеком, далёким от всякой «звёздности».

Вторая жена, Мистер Пиквик и «Журавли»

Когда умерла его жена, Трофимов был безутешен. Ему казалось: всё, больше у него никогда не будет женщин, зачем, если нет любимой Тани. Но прошло несколько лет, и рядом с ним всё чаще стала появляться другая. Её звали Марианна Иосифовна, она давно была поклонницей талантливого актёра.

Она подарила Николаю Николаевичу тепло и заботу, о которых он уже и не мечтал. А ещё в доме появилась дочь Марианны. Она стала родной для Трофимова, он относился к девочке, как к собственному ребёнку.

Коллеги считают, что Марианна Иосифовна вернула Трофимову вкус к жизни и продлила его дни. Он продолжал играть на сцене, много читал, любил гулять в лесу… В последний раз актёр вышел на сцену БДТ в роли Мистера Пиквика, которая была ему особенно дорога. Ему было 85 лет.

Через несколько месяцев, 7 ноября 2005 года, великого комика не стало. На похоронах звучал не траурный марш, а «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Он сам об этом попросил заранее: очень любил эту песню.

Оцените статью
Николай Трофимов не смог похоронить сына: о чём не рассказывал «русский Чаплин»
Охота на красивого мужчину