Ей очень шли роли иностранок, таинственных шпионок, оперетточных красоток. Тайной веяло от полуприкрытых в меланхолии круглых глаз, причудливого контура губ и элегантности силуэта. Но говорили о ней больше как о жене кинорежиссёра Григория Козинцева, лишь упоминая, что она во время Великой Отечественной умерла в 1943 от тифа, спасая жизнь другому человеку.
О ней есть что сказать ещё. Об экзотической игре актрисы и её влюблённости в актёрство.
Софья Магарилл, родившаяся в Российской империи в 1900 году, получила достойное актёрское образование.
В 1922 году Григорий Козинцев и Леонид Трауберг создали Театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актёра», и в том же году Софья стала ученицей и участницей их театральных экспериментов. А в 1924 они начали воплощать свои идеи в кино, назвав киномастерскую «ФЭКС».
И Магарилл, восхитившая основателей своим талантом, а мэтра Козинцева — своим женским шармом, стала примой всех кинопостановок, а в 1925 — женой Григория Михайловича.
В том же году она завершила образование в Театральной студии А.Морозова. Постоянно снимаясь в картинах, актриса чувствовала потребность в актёрском росте и проявляла необычайную профессиональную любознательность. В 1933-1936 годах прослушала курс актёрской школы при киностудии «Ленфильм», которым руководил Борис Зон.
Начав кинокарьеру с 1924 года, она гармонично сочетала в ней самые разноплановые образы — от проститутки и жёсткой шпионки до ударницы и патриотки. И в каждом убедительна и очаровательна.
А в этом фильме она Актриса.
В основе следующего сатирического фарса, сценарий к которому написал Юрий Тынянов (обыграв ошибку писаря, написавшего вместо «поручики же» — «поручик Киже» и включившего механизм бюрократического абсурда), актриса предстаёт в образе команьонки гнягини Гагариной — провокаторши, запустившей нелепый процесс государственного масштаба невинным щипком.
В 1935 году 35-летней актрисе присвоили звание Заслуженной артистки РСФСР.
В 1941-м актриса предстала на экране в образе баронессы Штраль в экранизации лермонтовской драмы «Маскарад», которую поставил на «Ленфильме» режиссер Сергей Герасимов.
Последней картиной в жизни Софьи Зиновьевны стала «Убийцы выходят на дорогу», вышедшая на экраны в 1942 году в эвакуации в Алма-Ате.
Там же разыграется и последняя в её жизни драма, когда она, ухаживая за больным тифом киносценаристом Сергеем Ермолинским, спасёт ему жизнь, а сама, заболев, не сможет выжить.
Спустя два года кончится война, Козинцев вступит в новый брак, у него появится сын, и няня будет рассказывать мальчику Саше о первой жене отца, как сказку.
«Да, это была очень талантливая актриса», — скажет юный Козинцев, для которого Магарилл навсегда останется сказочным персонажем. Как и для большинства из нас, отделённых от жизни актрисы несколькими эпохами.
Она навеки осталась в земле алматинского кладбища вместе с умершими в эвакуации актёрами Борисом Блиновым (Фурманов в «Чапаеве») и Николаем Черкасовым-Сергеевым (сыгравшим Суворова).
Могилы не затерялись на чужбине. На них появились памятники, всегда лежали живые цветы… Это было дело рук и трепетного сердца казахстанского актера Ментая Утепбергенова. 6 лет назад не стало и его.