Когда на экраны страны 8 января 1962 года вышел легендарный фильм Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки», то на молодых актеров, сыгравших Оксану и Вакулу, обрушилась всероссийская слава.
Кузнеца Вакулу, силача, который сгибал в руке пятаки и подковы, как гречневые блины и слыл лучшим живописцем во всем околотке, сыграл начинающий актер Юрий Тавров, тогда еще выпускник Киевского государственного института театрального искусства имени Карпенко-Карого.
Начинающий актер прекрасно справился с главной ролью, которая принесла ему оглушительную славу, огромное количество предложений о съемках, да и критики в целом положительно оценили его работу. И Юрий Тавров в 23 года стал настоящей звездой своего времени. Однако молодой начинающий актер не смог пройти испытание «медными трубами».
Юрий Тавров родился в 2 июля 1938 года в селе Лучин Житомирской области УССР в простой рабочей семье. Мальчик с детства был наделен артистизмом. На селе чтили праздники и маленький Юрий , когда приходило время колядовать, собирал группу ребят с которыми заранее репетировали свои выступления, а потом обходили всё село с песнями и плясками, не забывая при этом принимать угощения.
Уже в 12-летнем возрасте он знал, что будет артистом, а родители надеялись, что их сына ждет блестящее будущее. А так как в селе была только школа-семилетка, то ради сына родители бросили в селе нажитое хозяйство и в 1953 году перебрались в Киев. Они пошли работать на завод, получили комнату в общежитии, а сын пошел учиться в 8-й класс средней школы.
После получения аттестата Тавров поступил на актерский факультет Киевского государственного театрального институт. Учреждение, где тогда готовили профессиональных артистов, располагалось на Одесской киностудии. И Юрий старался как можно чаще бывать на съемках, чтобы наблюдать за работой кинематографистов.
Именно там знаменитый режиссер Александр Роу приметил молодого парня. Тогда он собирался начать работу над фильмом «Вечера на хуторе близ Диканьки» и искал подходящих актеров. Роу, переговорив с преподавателями Юрия, которые хорошо отозвались о его способностях, утвердил Таврова на главную роль практически без проб.
Начинающий актер, на счету которого не было ни одной роли, продемонстрировал настоящий талант, справившись со сложным персонажем. Ведущий оператор фильма Дмитрий Суренский настаивал на крупных планах, где требовалось передать эмоции мимикой, глазами и выражением лица.
И Юрий справился с трудной задачей, прекрасно отыграл нужные сцены, показав мимическую технику, а его выразительные глаза словно излучали мысли. Особенно удавался актеру взгляд, направленный на возлюбленную, которая послала парня за черевичками из украинского хутора в Санкт-Петербург.
*
А еще именно Юрий Тавров стал главным консультантом в вопросе воссоздания в павильонах киностудии декораций, поскольку вырос именно в такой украинской деревне и лучше других понимал, как она должна выглядеть. Позже Александр Артурович Роу с удовольствием вспоминал совместную работу с молодым актёром, который схватывал всё на лету, был старательным и талантливым исполнителем.
Первым приходил на съемочную площадку и последним уходил. Юрий был настоящим любимцем среди съемочной группы, и все прочили ему большое актёрское будущее.
*
Но ожидания не оправдались. После успешного дебюта постоянные застолья и встречи с ценителями творчества актера за пару лет довели Юрия до алкогольной зависимости. Молодой и старательный актёр превратился в горького пьяницу. Он пил постоянно, поэтому режиссеры опасались предлагать ему новые роли, боялись, что он начнет пить и сорвет съемки.
Главные роли артист больше не получал, снимался в малоизвестных фильмах в небольших ролях. Так, в фильме «Наш честный хлеб» (1964) он снялся в роли колхозника, «Старая крепость» (Турунда), «Весна двадцать девятого» (Тиша), «Меж высоких хлебов» и др.
*
После четырнадцатилетней карьеры в кино Юрий Тавров совсем ушел из киноиндустрии, ему в то время еще не было и сорока лет. Он устроился строителем, а в последние годы — маляром в Одесской государственной академии строительства и архитектуры.
В Рождество, когда по телевизору показывали «Вечера на хуторе близ Диканьки», телевизор Юрий Тавров не включал. Он пытался забыть, что его истинным призванием было искусство.
Личная жизнь
Юрий обладал привлекательной внешностью, но в личной жизни не был счастлив ни с одной из законных супруг. Тавров был дважды женат. В первом браке у него родилась дочь Лада. Супруга попыталась отучить его от пагубной привычки. Это она настояла, чтобы он бросил актёрство, так как именно там, по её мнению, Юрий находил собутыльников.
Но от своего пристрастия к алкоголю он избавиться не мог, и жена, забрав дочь, ушла от него. Подросшая дочь Лада никогда в жизни больше не встречалась и не переписывалась с отцом. Артист очень переживал по этому поводу, заливая тоску вином.
Второй брак с Раисой Мальчук также разрушился из-за пристрастия Юрия к алкоголю. Друзья, утверждавшие, что он был добрым, заботливым и честным человеком также покинули актера. Никому не нужный, он остался совсем один.
Несмотря на своё богатырское здоровье в молодости, к шестидесяти годам Юрий превратился в больного и немощного старика. Знакомые утверждали, что из-за болезней он полностью оглох и из-за глаукомы ослеп полностью на правый глаз и с небольшим остатком зрения на втором.
Всю жизнь Тавров прожил в Одессе, там и скончался предположительно в 2010 году. Причины смерти и местонахождение могилы до сих пор не установлены.
Первая роль Вакулы в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки» так и осталась лучшей в короткой актёрской карьере Юрия Петровича Таврова.