На счету актера Иннокентия Михайловича Смоктуновского десятки ярких ролей в кино и театре. Часть из них – стали классикой. Например, князь Мышкин, сыгранный им, многие годы считался эталонным.
ИДИОТ, 1957
Премьеры постановки «Идиот» по Достоевскому состоялась на сцене Большого драматического театра в декабре 1957 года.
Премьера с участием Иннокентия Смоктуновского стала большим событием в театральном мире из-за непривычного образа князя Льва Николаевича Мышкина.
Смоктуновский на тот момент был для театрального мира человеком неизвестным. Зрителям он был известен только по небольшим ролям в фильмах «Убийство на улице Данте», «Солдаты» и «Как он лгал ее мужу».
Роль Мышкина изменила судьбу актера. Досталась она ему совершенно случайно. Князя должен был играть актер Пантелеймон Крымов, но не пришел на первую репетицию, после чего главный режиссер театра Георгий Товстоногов отказался с ним работать.
После этого актер Евгений Матвеев, получивший роль Парфена Рогожина, сказал об Иннокентии Смоктуновском, с которым играл в фильме «Шторм», похвалив его подход к игре. После этого Товстоногов пригласил актера в Ленинград.
Роль князя Мышкина прославила Иннокентия Михайловича, после премьеры многие режиссеры обратили на него внимание. В своем экземпляре сценария актер делал пометки для себя. Одна из них гласила «Не впадать в благость».
ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА, 1962
Фильм о работе молодых ученых-ядерщиков стал лучшим в год выхода и получил главный приз на кинофестивале в Карловых Варах. Смоктуновского на этом фестивале признали лучшим исполнителем мужской роли. Показали фильм и на кинофестивалях в Австралии, США и Чехословакии.
Иннокентий Смоктуновский попал в этот фильм по знакомству через жену режиссера Михаила Ромма Елену Кузьмину, с которой играл в фильме «Как он лгал ее мужу».
Роль физика-теоретика Ильи Куликова должен был сыграть Юрий Яковлев, но попал в больницу, и тогда Кузьмина посоветовала мужу Смоктуновского. Роль оказалась непростой, материала для роли было мало, и образ Иннокентию Михайловичу показался незавершенным, но, по мнению критиков и зрителей, роль получилось замечательной.
ГАМЛЕТ, 1964
Экранизацию Григория Козинцева сначала показали в Лондоне, где она произвела фурор, а потом – в советских кинотеатрах. Высокое искусство, оцененное на Венецианском кинофестивале и номинированное на премию «Золотой глобус».
Козинцев говорил, что он никого не видел в роли Гамлета кроме Смоктуновского.
— Я сразу знал, что Гамлет есть. Сомнений и колебаний потом не было, — вспоминал режиссер.
БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ, 1966
Долго режиссер Эльдар Рязанов уговаривал Иннокентия Смоктуновского на роль современного Робин Гуда – Юрия Деточкина, и даже пробовал на эту роль Олега Ефремова, сыгравшего в итоге роли следователя Максима Подберезовикова.
А потом просил взять роль Юрия Никулина. Но не получилось, и тогда режиссера вновь отправился на дачу под Ленинградом к Смоктуновскому. И тот под давлением Рязанова и жены согласился.
Образ Деточкина получился в исполнении актера ярким, неоднозначным и многогранным, а фильм – оригинальным и интересным.
ЧАЙКОВСКИЙ, 1969
Фильм Игоря Таланкина посвящен биографии великого русского композитора. Лента вызвала неоднозначную реакцию критиков из-за провисаний в сценарии и слабое музыкальное сопровождение. Но игра Иннокентия Смоктуновского вопросов ни у критиков, ни у зрителей не вызвала – его признали лучшим актером 1970 года.
На кинофестивале в Сан-Себастьяне Иннокентий Смоктуновский признан лучшим актером. Саму ленту номинировали на «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая адаптация музыкальной темы».