Не в деньгах счастье: история миллиардерши, которая добровольно заточила себя на 20 лет в больничной палате и завещала всё состояние сиделке

В 1906 году в пятикомнатной парижской квартире, уставленной предметами роскоши, среди которых знающие люди углядели бы яйца Фаберже, скрипку работы Страдивари, картины Моне и Мане, подлинники Эмиля Золя и Бодлера, китайские вазы династия Цинь, появилась на свет девочка, которую назвали Югетта Марсель Кларк.

В будущем ей суждено будет стать наследницей многомиллиардного состояния, талантливой художницей, коллекционершей раритетных кукол и эсцентричной богачкой, которая провела последне 20 лет своей жизни в платной больничной палате, отказываясь возвращаться в один из своих роскошных особняков. Впрочем, обо всём по порядку.

И начнём с родителей: если бы не её успешный папа, то была бы она обычной девочкой, которая вряд ли заняла бы почётное место среди американских художниц.

Родители

Её отец был авантюристом, очень успешным американским горнодобытчиком и политиком. Правда, начинал он с самых низов: родившись в малообеспеченной семье, в которой кроме него было ещё 12 детей, он быстро понял, что не согласен жить в нищете.

В возрасте 25 лет он отправился на Дикий Запад — добывать медь и золото, и весьма преуспел в этом деле.

Вернувшись с приисков, он купил себе место в Сенате. Не в прямом смысле, конечно. Просто он потратил столько денег на благоутройство своего городка, что его не могли не выбрать сенатором от штата Монтана.

За годы службы в правительстве он сделал одно благое дело: настоял, чтобы сенатора выбирали не члены Сената, а простые люди. Благодаря этому он вошёл в историю.

В 1900 его «попросили» с этого места, но к тому моменту у него былоу же столько денег, что ему было всё равно, в Сенате он или нет. Так, на момент 1907 года его состояние оценивалось в 150 миллионов долларов, что в пересчёте на наши деньги составляет около 6 миллиардов долларов.

Неужели сенаторы получают такую огромную зарплату, спросите вы? Конечно нет.

Просто, уже будучи сенатором, он скупал железные дороги, недвижимость, вкладывался в сельское хозяйство, золото, владел несколькими лесопилками и горнодобывающими предприятиями, газетами и троллейбусными линиями.

В 1872 году он получил почётное звание одного из трёх «Медных королей», наряду с Маркусом Дейли и Огастесом Хайнце. Он владел тремя крупными месторождениями меди — «Колуза», «Маунтин Чиф» и «Гамбетта Майнинг» в Бьютте были его собственностью.

Потом он прикупил плавильный завод в Бьютте, сахарный завод недалеко от Калифорнии. Словом, он был удачливым дельцом с удивительным нюхом на то, что можно и нужно купить, чтобы разбогатеть.

А ещё именно его можно считать одним из основателей Лас-Вегаса. Словом, он стоял где-то на одном уровне с Ротшильдами, Рокфеллерами, Асторами. Скажу больше — он был на втором месте в списке самых богатых и влиятельных людей в мире!

А вот с личной жизнью не всё так просто: он был женат дважды. Первая жена родила ему пятерых детей, а после пятых родов тяжело заболела и быстро умерла. Не помогли ни дорогостоящие лекарства, ни лучшие врачи страны — она угасла за пару дней.

Погоревав, Уильям женился снова — на этот раз на простой девушке, из небогатой семьи. Звали её Анна ла Шапель, она была хороша собой и мечтала стать известной певицей.

Ей было всего 28, и она думала, что выйдя замуж за 67-летнего миллиардера сможет сделать карьеру, но увы: но её амбиции были принесены в жертву карьере мужа и рождению детей. В 1901 году, через 9 месяцев с момента вступления в брак, Анна родила старшую дочь Андре, а в 1906 — Югетту.

Роскошный особняк

Первые пять лет жизни Югетта с родителями провели в Париже, где у её отца было несколько крупных предприятий, но потом они решили вернуться в Америку, в Нью-Йорк.

Здесь Уильям решил, что для большой и дружной семьи нужен большой дом, и приказал построить на Пятой авеню роскошный, шестиэтажный особняк. Он состоял из 121 комнаты, среди которых были спортивный зал и бассейн, собственный театр, 26 номеров для прислуги, собственная железнодорожная линия, по которой доставляли топливо для обогрева особняка.

А ещё в нём была огромная галерея, в которой были собраны лучшие произведения искусства со всего мира. О, это было что-то грандиозное!

В коллекции этого магната были картины кисти самого Тициана, Рафаэля, Ван Дейка, Рембрандта, Рубенса. Скульптуры, гобелены, тончайшая вышивка, кружевные полотна — смотреть на эти произведения искусства можно было часами. А Югетта жила среди этого всего!

Неудивительно, что с детства она увлекалась прекрасным. От мамы ей передалась любовь к пению и музыке, она отлично разбиралась в классике. А ещё ей очень нравилось рисовать — в будущем она проявит себя как гениальная художница, внесшая неоценимый вклад в американскую живопись.

Семья была большой и дружной. Отец моментально исполнял любой каприз девочек. Хотите пони? Уже утром в гостиной стоял самый породистый пони, которого только можно было найти в мире.

Хотите дом в Калифорнии? Не вопрос, он покупал его для дочек. Для него не было невозможного, для дочек он не жалел никаких денег. Тем более, что он умел их зарабатывать.

Но, если вы думаете, что он откупался от них, от вы ошибаетесь. Он много времени проводил с ними, играл, устраивал семейные спектакли, во вреям которых его жена пела свои любимые романсы.

*

Всё шло хорошо, но в 1919 году сестра Югетт умерла от менингита, и её смерть до глубины души потрясла Югетту. В дальнейшем эта травма повлияет на неё очень сильно, но пока она поплакала и продолжила жить.

В 1925 году умер и её отец — ему уже исполнилось 86 лет. Никакие деньги ведь не защищают от старости и смерти….

Личная жизнь и творчество

Примерно в это время Югетта начала встречаться с Уильямом Макдональдом Гауэром, сыном делового партнёра отца. В 1928 году они поженились, но брак оказался скоротечным — уже через девять месяцев она обвинила егов том, что «брак не консумирован». Проще говоря, он не исполнял свои мужские обязанности по отношению к супруге, а её это не устраивало.

В 1930 их развели, и она вернулась к своей матери, в родной дом. Правда, жили они при этом в разных квартирах, и могли неделями не встречаться. У Югетты просто не было на это времени, ведь в этот момент она твёрдо решила стать известной художницей и брала уроки рисования у художника Таде Стыка (американский художник польского происхождения).

А ещё она позировала ему и его ученикам, и это неудивительно: к этому времени она превратилась в настоящую красавицу.

Но позирование было так, увлечением. Главной страстью Югетты была живопись, и уже в 1930 году состоялась выставка, на которой были представлены работы начинающей художницы. Головокружительного успеха не последовало, но она не растерялась и не опустила руки.

Она закрылась в поместье и всё свободное время проводила за мольбертом. В её распоряжени были лучшие холсты, уголь для рисования, пастель, краски. Она могла начать рисовать утром в субботу, а очнуться только тогда, когда дорисует картину — к примеру, утром в среду. Она могла сутками не есть, не пить и даже не спать, настолько она любила рисовать.

И, надо сказать, это получалось у неё весьма недурно. Вот примеры её работ (листайте галерею):

*

*

После смерти в Америке несколько раз устраивали выставки её картин, часть их даже была передана в разные музеи.

Кроме рисования, у Югетты была ещё одна сильная страсть.

Коллекционирование кукол и автоматонов

В её коллекции было больше полутора тысяч, большая часть которых была создана в 1860-1890 годах.

*

*

Каждая из этих кукол стоила целое состояние, но все они стоили своих денег. Роскошные натуральные ткани. тщательно проработанные лица, натуральные волосы. да у них даже обувь была продумана до мелочей.

Эти куклы занимали несколько больших комнт. У них было даже несколько слуг, которые ухаживали только за ними: чистили и стирали им одежду, протирали от пыли, ежедневно расчёсывали волосы. Представляете, слуги для кукол? Как, оказывается, скучно живу я.

Помимо обычных кукол, у неё была роскошная коллекция автоматонов (по сути, это прототипы роботов, куклы, запрограмированные на выполнение определённых действий). Одни из них пели, другие танцевали, третьи читали стихи, четвёртые писали письма, пятые рассказывали анекдоты. От таких кукол и я не отказалась бы. Вот они, автоматоны Югетты Кларк:

*

*

И это только малая часть её коллекции. Кстати, позже почти все куклы и автоматоны были проданы на разных акуционах. Минимальная стоимость куклы начиналась от 10 000 долларов, максимальная составила почти 500 000 долларов.

Словом, Югетта погрузилась в собственный мир, в котором было место только куклам, картинам и иногда поездкам с мамой (время от времени они путешествовали по Европе). В 1963 году мама Югетты умерла, и она совсем перестала контактировать с внешним миром.

Добровольное затворничество

Даже за куклами для её коллекции отправлялись слуги. С представителями властей, бухгалтерами и директорами предприятий она контактировала через дверь. В другие свои поместья она больше не ездила.

Правда, дала строгое напутствие слугам, живущим там: всё должно быть на своих местах, я в любой момент приеду и проверю. Указ-то она дала, но вот так и не ездила туда.

В 1991 году она обратилась в больницу чтобы вылечить несколько внезапно выросших на лице опухолей. Болезнь была запущенной, но докторам удалось спасти богатую наследницу. Она выжила и… отказалась покидать эту больницу.

Она просто решила, что лечебница вполне может стать её новым домом. Вначале её всячески уговаривали вернуться домой, но она отказывалась наотрез. Тогда главный врач предложил ей остаться в частнйо палате и платить почти по 1000 долларов за ночь, надеясь, что это отпугнёт взбалмошную старушку и она уедет восвояси.

Но не тут-то было: Югетта согласилась. Она осталась в этой больнице на долгие 20 лет (если точнее, то на 7364 ночи). За это время лечебница обогатилась на 6 178 139 долларов.

В 2011 году Югетта умерла. В тот момент ей было 104 года, и 20 лет из них она провела почти в полной излояции, общаясь только с медциинским персоналом.

Наследство

Интересно, куда же делись деньги этой странной женщины? О, это целый скандал, из-за её денег долгое время разворачивались настоящие баталии.

Узнав, что старушка отправилась в мир иной, сразу же объявились наследники, которые ни разу за все эти годы не навестили её. И каково же было их негодование, когда они узнали, что почти все свои дома, заводы, пароходы, деньги она завещала Хадассе Пери, своей сиделке.

Ещё часть денег она распределила между людьми, ухаживающими за её домами, бухгалтерам, ведущим её счета, работникам больницы, в которой она лежала и благотворительным фондам. Как по мне, так это полностью справедливо, но вот родные Югетты решили иначе.

Они подали в суд, наставивая на том, что старушка была не в себе последние годы, а значит, её завещание недействительно. И суд принял их сторону, они отсудили себе почти всё наследство.

Сиделка осталась ни с чем, остальные участники этой пьесы получили какие-то откупные. Поместье в Калифорнии было передано для создания Центра искусств.

Чем всё закончилось?

Миллионы людей по всему миру гадают, в чём причина такого странного поведения Югетты, почему миллионерша почти всю свою жизнь провела то в рсокошном особняке, то в больнице.

Большая часть сходится во мнении, что она просто была очень одинока и потихоньку сошла с ума от отсутствия в её жизни других людей, другие считают, что она опасалась (и вполне справедливо) своих родственников, которые вполне могли захотеть избавиться от неё, третьи думают, что она была абсолютно нормальной, просто не любила публичности.

В 2013 году свет увидела книга «Пустых особняках: таинственная жизнь Югетт Кларк и трата большого американского состояния»:

Правда, прочитать её можно только на английском, на русскиё она не переведена. Но автор получил за своё глубокое исследование жизни дочери американского магната Пулитцеровскую премию. А это значит, что книга чудо как хороша.

В 2023 году HBO объявило о том, что экранизирует книгу, но пока фильм не вышел на экраны. Ждём с нетерпением, лично мне было бы интересно посмотреть.

Так, грустно и одиноко, закончилась жизнь Югетты Кларк. Девочки, у которой было всё, но ничего из её богатств ей было не нужно. Она просто хотела сидеть в своей комнате, рисовать и играть в кукол.

Оцените статью
Не в деньгах счастье: история миллиардерши, которая добровольно заточила себя на 20 лет в больничной палате и завещала всё состояние сиделке
Советский актёр Алексей Панькин, известный своим умением убедительно играть роли бандитов и злодеев. Судьба недооцененного артиста…