«Не отдавай меня никому»

— Не сомневайтесь, ей восемнадцать! – твердо сказала мать. Делла мечтала избавиться от дочери: тянуть эту лямку у нее не было сил. Нищета и безумие преследовали ее всю жизнь. Возможно, у Глэдис что-то получится? Этот парень, Джон Ньютон Бейкер, что посватался с ней, казался надежным. По крайней мере, он владел многоквартирным домом. Вот поэтому 17 мая 1917 года Глэдис вышла замуж.

Он опрокинул ее и спокойно пошел дальше. А Глэдис с трудом поднялась на ноги. Снова Бейкер прикладывался к бутылке… Какой же ошибкой оказалось это раннее замужество!

На браке настояла мать, которой было трудно в одиночку поднимать детей. В 1908 году, когда Глэдис исполнилось шесть лет, ее отца отправили в психиатрическую лечебницу. Отис был маляром, он красил железнодорожные вагоны, но мечтал о славе настоящего художника.

В минуты, когда Отис понимал безнадежность своих планов, он впадал в ярость и крушил все вокруг. Затем он плакал, прижавшись к юбке Деллы, просил прощения… Так повторялось до тех пор, пока не стало ясно: Отис – безумен. Спустя год после отправки мужа в клинику, Делла получила развод.

Она рвалась изо всех сил. Делла сдавала комнаты в наем, работала прислугой, потом еще раз вышла замуж. Надеялась, что у нее будет хороший надежный муж, способный поддержать в трудную минуту. Куда там! Отчим Глэдис был человеком ленивым и жадным, отчего последовал новый развод.

А в 1914-м году у девочки появился следующий отчим – Делла опять пошла под венец. И снова выдержала всего два года.

В школе Венеции, что в пригороде Лос-Анджелеса, у Глэдис всегда было много подруг. Но хорошенькая общительная девочка с зелеными глазами внезапно замкнулась зимой 1917 года. Никому, даже матери, Глэдис не рассказывала свою тайну: очередной кавалер Деллы был слишком настойчив.

А потом она познакомилась с Джоном Бейкером, старше себя, который и сделал Глэдис предложение. Мать, не задумываясь, пошла на подлог. Она подтвердила, что Глэдис уже исполнилось восемнадцать лет, и она может выходить замуж. Таким образом, она избавилась от хлопот по содержанию дочери.

Брак сразу затрещал по швам. Бейкер был груб и требователен. Если что-то не нравилось ему, он поднимал руку. Так жили многие бедные семьи, и ничего другого муж Глэдис просто не знал. Поскольку идти ей было некуда, она покорно терпела, родила сына и дочь. Но когда малыш Джеки из-за неосторожности Бейкера выпал из машины, и стало понятно, что он навсегда останется хромым, не выдержала.

«Тебе не отдадут детей, у тебя ничего нет», — говорила Делла своей дочери и упрашивала ее одуматься.

Малышей, действительно, оставили с отцом. После этого Бейкер укатил на родину, в Кентукки, напоследок пообещав: если Глэдис попробует сунуться, он за себя не ручается. Она ведь его знает…

Но Глэдис все-таки попыталась хоть что-то предпринять. Взяв билет на автобус, она добралась до города, где спрятали ее детей. Нанялась горничной в соседний дом, и хоть так могла изредка наблюдать за ребятишками.

«Не отдавай меня никому!» — бормотала малышка Бернис из-за живой изгороди. Ее мать стояла по другую сторону дороги и сдерживала рыдания. А потом зашла в ближайшую лавку… На другой день Глэдис не вышла на работу, она не могла и двух слов связать. Разумеется, ее выгнали.

Ей ничего не оставалось делать, как возвращаться в Калифорнию. Там, хотя бы, у нее были друзья и знакомые. Они и помогли Глэдис устроиться на работу. О, для многих это была работа мечты! Монтажер пленок – так называлась профессия Глэдис – должен был вырезать неудачные кадры, помеченные режиссером.

Следовало быть очень осторожной и аккуратной, и у Глэдис получалось. Шесть дней в неделю она трудилась на студии, а потом наслаждалась единственным выходным в компании подруги, Грейс Макки.

Грейс была стильной женщиной. Она настояла, чтобы Глэдис перекрасилась в эффектный рыжеватый цвет и научила красиво одеваться. Когда летом 1924 года Глэдис познакомилась с норвежцем Мартином Эдвардом Мортенсеном из газовой компании, она выглядела как девушка из Голливуда… Конечно, отношения завязались стремительно! И вот уже в октябре Глэдис выскочила замуж.

Позже она говорила, что всему виной ее ненормальная жизнь в детстве и юности. Она привыкла к скандалам и рукоприкладству, поэтому со спокойным Мартином ей стало… скучно. Года не прошло, как Глэдис переехала к подруге. Мартин пытался ее вернуть, но это было бесполезно. Тем более, что она уже влюбилась в своего начальника! На исходе 1925 года Глэдис узнала, что она ждет ребенка…

Чарльз Гиффорд планировал жениться на ней, но встретил сопротивление своей семьи. Респектабельный клан вовсе не планировал впускать в свои ряды эту странную женщину с богатым прошлым. Потому-то Норма Джин, появившаяся на свет 1 июня 1926 года, была записана как Мортенсен. Хотя отцом ее был Гиффорд… Обиженная Глэдис не позволила Чарльзу даже взглянуть на девочку.

Она страшно переживала. Глэдис была разочарована в жизни – она вечно получала не то, что хотела. А теперь еще ребенок, за которым у нее нет сил ухаживать! Да и как? Ей надо было работать. По этой причине Норма Джин отправилась к приёмным родителям, в городок Хоторн, что в 16-ти милях от Лос-Анджелеса. Чета Болендер выглядела мило и скромно, а Глэдис платила им 25 долларов в месяц за содержание дочери.

Если старших детей – в первую очередь, из-за расстояния – Глэдис не видела, то к Норме Джин она приезжала регулярно. Она стала «мамой-праздником», человеком, с которым гуляют, устраивают пикники… «Не отдавай меня никому», — просила малышка, но Глэдис всякий раз должна была уезжать обратно в Лос-Анджелес. Иногда они вместе ходили в церковь, иногда – к друзьям, бывали и в кино.

Потихоньку дела у Глэдис пошли на лад: летом 1933 года она приобрела домик в Голливуде. Теперь можно было забрать Норму Джин к себе. Чтобы оплачивать кредит за это жилье, Глэдис пустила жильцов – семейную актерскую пару с дочерью. «Да и так веселее!» — говорила мать Норме Джин.

Веселье продлилось недолго. Год спустя у Глэдис произошел большой нервный срыв, после чего врачи сделали неутешительный вывод – она не может заботиться о себе сама. Безумие отца затронуло и ее.

Норма Джин — конечно, не по своей воле — неоднократно меняла дом. Ее передавали из рук в руки. Грейс, подруга ее матери, взяла было на себя опекунство над девочкой, но затем пришлось отдать Норму Джин в приют (и она провела там около года). Дело в том, что муж Грейс возражал против ребенка. По другой версии – Док Годдард приставал к Норме Джин, и поэтому Грейс и отвезла ее подальше.

«Мои родители умерли», — позже расскажет репортёрам Норма Джин.

Она лгала. В начале 1940-х мать выпустили из клиники, и некоторое время она жила с ней. Глэдис даже успела выйти замуж в 1949 году! Но три года спустя, в самом начале осени, у женщины опять случился приступ безумия. Набирая телефонный номер, Норма Джин плакала.

«Не отдавай меня никому», — испуганно шептала Глэдис.

Санаторий Рокхейвен отличался от тех мест, где ранее находилась Глэдис. Норма Джин – а теперь Мэрилин Монро – заботилась о матери. Она навещала ее, и последний раз сделала это летом 1962 года. Когда знаменитой актрисы не стало, ее денег хватило, чтобы обеспечить дальнейшее содержание Глэдис.

Но в 1967 году заботу о пожилой женщине взяла на себя ее дочь… Бернис. Да, та самая, что когда-то осталась в Кентукки. Глэдис умерла в 1984 году.

 

 

Оцените статью