Её считали одной из самых перспективных молодых актрис. Но после первых успехов Людмила Крылова ушла из кино, чтобы посвятить себя мужу. Олегу Табакову, и их двоим детям. После того как Табаков ушёл из семьи, актриса стала затворницей: не давала интервью, не появлялась на публике. О её жизни почти ничего не было известно.
Книги и театр
Когда началась Великая Отечественная, Люсе не было и трех лет. А когда ей исполнилось восемь, умерла мама, и жизнь стала совсем другой. Девочка спасалась от оглушающего горя, как могла: уходила с головой в книги. Покупать их было не на что, семья жила бедно, и она часами пропадала в библиотеке. А еще у нее был театр.
Точнее — драмкружок при школе. Играя на сцене, Люся забывала о своей беде: она становилась на время спектакля другим человеком, жила другую жизнь… Поэтому выбор профессии перед ней не стоял: получив аттестат, девушка подала документы в Щепкинское училище.
Первая любовь
Ей очень хотелось стать хорошей актрисой и прославиться. Нет, не из-за честолюбия, — а чтобы на нее обратил внимание молодой и талантливый актер Олег Табаков. Люся влюбилась в него еще школьницей, увидев на сцене театра «Современник», и уже не могла думать ни о ком другом.
Ради него училась, ради него играла в студенческих постановках, ради него снималась в первых фильмах: чтобы стать ближе к своему кумиру, чтобы стать достойной. И, наконец, у нее все получилось: они с Табаковым встретились в коридорах «Мосфильма».
Люсе было 20, Олегу Табакову — 23. Все произошло стремительно: уже на четвертый день после знакомства они решили жить вместе, и Людмила перебралась к любимому — в съемную комнатку в коммуналке.
Её предупреждали: «Наиграется и бросит!»
Узнав об этом, преподаватели «Щепки» забеспокоились: актриса очень перспективная, ее уже знают режиссеры, надо сосредоточить все силы на карьере, потом поздно будет! Еще ее пугали тем, что популярный и избалованный Табаков «наиграется и бросит».
Но влюбленная девушка никого не слушала: она была счастлива. В1960-м у молодоженов родился сын Антон: перед самым его рождением Людмила отыграла дипломный спектакль.
Стала хранительницей очага — ради гениального мужа
К тому времени Крылова стала действительно перспективной актрисой. Ее работа в фильме «Добровольцы» принесла ей всесоюзную известность. Потом была главная роль в «Сверстницах» и работа в «Кате-Катюше» — новый виток популярности.
Продолжая сниматься в кино и играть в театре, Людмила успевала растить детей (дочь Александра родилась в 1966-м) и обеспечивать уют в доме. Однако о своей самореализации она думала меньше всего — на первом плане для Крыловой был муж.
Она искренне восхищалась талантом Олега Павловича, была убеждена в его гениальности, и скоро стала все чаще отвечать отказом на предложения режиссеров: для нее важнее было оставаться дома, быть «хранительницей очага» и во всем поддерживать мужа.
На красивую и талантливую актрису обращали внимание мужчины, однажды даже попробовал ухаживать Олег Ефремов, но для Людмилы во всем мире существовал только любимый муж: она выбрала его раз и навсегда.
В кино ее звали сниматься все реже и реже. Но Людмилу это мало заботило: все силы она тратила на создание самого теплого и уютного дома. У нее это отлично получалось. Как-то раз к ним в гости пришел сам Марчелло Мастроянни, — он приехал в Советский Союз для совместной работы с Никитой Михалковым.
И пришел в восторг: «Я во многих домах побывал, в разных странах, но такой теплой атмосферы и настолько потрясающего домашнего ужина нигде не встречал».
Как Людмила покупала дрель и саморезы
Свою тягу к творчеству Людмила Крылова реализовала на сцене: она долгие годы оставалась ведущей актрисой «Современника» и даже успевала ездить с труппой на гастроли, причем частенько покупала в иностранных магазинах не платья и белье, а саморезы, дрель и прочий инструментарий. Ведь именно на ней лежали все домашние обязанности — и «женские», и «мужские».
Муж почти все время проводил на съемках и на гастролях: он был намного востребованнее у кинорежиссеров, чем Людмила. И она с готовностью сверлила стены, забивала гвозди, вешала полки, готовила, стирала и убирала. А еще — с пятилетним сыном на руках выхаживала Табакова, когда его свалил ранний инфаркт. Именно благодаря самоотверженности жены он тогда быстро поправился.
Нет, она не упрекала его и не обижалась. Наоборот, жена считала Табакова очень заботливым и нежным мужем. Ее немногочисленные интервью того времени полны благодарностью и любовью: она рассказывала, как Олег Павлович беспокоился о ней во время родов, как покупал коляску и переправлял ее сложными путями из столицы в Саратов, где жена рожала…
Они были вместе 34 года, и за это время у Крыловой накопилось много хороших воспоминаний. Казалось, так будет идти и дальше. Но случилось то, чего никто не мог предвидеть.
Полный разрыв
Увлекающийся Табаков, несмотря на мимолетные романы, всегда был уверен: жену и детей он не оставит никогда. Но в начале 80-х в ГИТИС, где он преподавал, пришла новая студентка — Марина Зудина. Что было дальше, давно всем известно: историю любви Олега Павловича и Марины много раз рассказывали СМИ. Бывалый мэтр не устоял перед очарованием юности.
Почти 10 лет он практически жил «на две семьи». Жена, конечно, догадывалась о том, как обстоят дела. Да и «доброжелатели» не молчали. Наконец, ее терпение лопнуло, ей надоело «жить во лжи», и Крылова решилась на развод.
Людмила рассказывала, что всегда была очень чувствительна к предательству: могла простить многое, но только не это. И двери ее дома навсегда закрылись перед бывшим мужем: актриса наотрез отказалась с ним общаться. Сторону матери приняли уже взрослые дети.
Правда, Антон через какое-то время возобновил общение с отцом. А вот для Александры уход Олега Табакова из семьи стал страшным ударом, и она так и не смогла его простить.
«Всё давно прощено, но не забыто»
Людмила Крылова продолжала играть в театре, иногда снималась в кино — правда, не в главных ролях. Но за пределами сцены и съемочной площадки она стала закрытой и необщительной. Никто не слышал от нее ни обвинений, ни жалоб. Многие считали, что она сломлена горем, что все эти годы продолжала любить Табакова и с его уходом стала несчастной. Всем «сочувствующим» Людмила дала отповедь.
Когда журналистам однажды удалось пробиться к ней и спросить, жалеет ли она о том, что когда-то рассталась с Табаковым, Крылова уверенно ответила: «Нисколько! Все проходит, проходят обиды. Простить – все давно прощено, но не забыто…
Ни о чем не жалею. Не страдаю от одиночества. У меня ничего не изменилось. Друзья остались со мной. У меня замечательные дети, внуки! Летом уезжаю в деревню. Люблю лес, грибы, природу… Я счастлива, что судьба мне подарила такую жизнь!»
Не пришла на похороны
На похороны Олега Табакова, умершего 12 марта 2018 года, не пришли ни его первая жена, ни дочь Александра. Как однажды сказала Людмила Крылова: «Понимаете, я не люблю предательства. Предательство ― это очень емкое слово. Оно не подразумевает даже измену, нет. Предательство ― гораздо глубже. Я расстаюсь сразу с предателями, будь это подруги, мужья или еще кто-то».
Актриса верна своим убеждениям до сих пор. Она считает ниже своего достоинства обсуждать с журналистами подробности своей жизни. Поэтому поклонникам остается только догадываться, что чувствует эта мудрая и сильная женщина.