«Не для неё сыночка растила!»

— Она даже не вспомнит о тебе. – монотонным голосом повторяла мать. – Вот увидишь.

Молодой герцог с отвращением смотрел на эту женщину, которую недавно так любил. Герцогиня д’Юзес искренне считала, что поступает правильно, потому что пытается уберечь своего обожаемого Жака от хищной охотницы за наследством. «Отдать сыночка этой гарпии? Ни за что!» — рассудила правнучка знаменитой вдовы Клико. – Не для неё растила!»

Мать привязывала её к ножке стола, чтобы девочка не сумела выбраться из комнаты. Уходя на работу, мадам Андре оставляла малышку одну. Впрочем, была ли она «мадам» на самом деле, никто точно не знал. Скорее всего, Марта Андре никогда не выходила замуж, и её дочь, Эмили, появилась на свет вне брака.

Во всяком случае, ни один мужчина не называл Эмили своей дочерью. Никто не баловал её и не дарил ей подарков. Ребёнок, появившийся на свет в 1869 году (по другим сведениям, в 1870-м), был откровенно никому не нужен. Для консьержки Марты она была лишней обузой.

Но в ней была какая-то удивительная воля к жизни. И еще – бесконечное обаяние. На худеньком личике ярко горели большие удивленные глаза. Когда мать нашла обожателя, способного содержать их с дочкой, жизнь Эмили стала чуть краше. Во всяком случае, она начала сытно есть.

Потом её отдали в школу, и лучше всего из постигаемых наук девочке давались танцы. Целый год она брала дополнительные уроки, чтобы научиться ловко двигаться под музыку. По крайней мере, это могло бы позволить ей прокормиться…

К пятнадцати годам Эмили превратилась в прелестное существо: грациозное, нежное, воздушное! Как восхитительно она двигалась! Какими изящными стали ее манеры!.. Как она попалась на глаза Шарлю Дестеку, занимавшему мезонин на улице Лаваль – бог весть.

Однако этот предприимчивый человек, у которого были разнообразные связи в парижских кругах, решил, что эта девочка – чудо! Нужно было приложить совсем немного усилий, чтобы огранить алмаз и превратить его в бриллиант.

— Эмили – это слишком просто. – рассуждал Дестек. – Назовем тебя Эмильенной.

А потом придумали аристократическую прибавку «де». Была дочка консьержки, стала элегантная мадмуазель д’Алансон. Тем более, что девушка схватывала на лету. Она горела безумным желанием вырваться из нищей обстановки и встать на ноги.

Ну а если для этого придется кое-чем пожертвовать – невелика беда! Шарль Дестек сразу рассказал Эмильенне, что от неё требуется. В Париже сотни красивых женщин, но вершин достигают единицы. Если же она будет слушаться его, то у неё всё получится.

Сначала её вывели на сцену цирка д’Эсте: несколько танцевальных номеров с неизменной улыбкой на устах. Костюмы шили такими, чтобы они не оставляли простора воображению. Потом были Театр Антуана, Фоли-Бержер, парижский Ла Скала (не путать со знаменитой оперой)…

Эмильенна потихоньку становилась известной. У неё появлялись богатые кавалеры, готовые оплатить её собственную маленькую квартирку, приобрести для неё украшения и закрыть счёт за платья… Всё шло по тому самому сценарию, который нарисовал для девушки Шарль Дестек.

В разные годы за ней ухаживали представители английской аристократии и даже русский князь Феликс Юсупов. Но самой значимой встречей для Эмильенны стало знакомство с молодым герцогом д’Юзесом.

Они были почти что ровесниками. Оба увлекались одним и тем же – театром, верховой ездой, обожали светские вечеринки. Но Жак принадлежал к сливкам общества. Он происходил из семьи, которая была в родстве с королями: Рошешуар.

По другой линии, Жак д’Юзес был потомком знаменитой вдовы Клико. Денег у этого молодого мужчины было столько, что он легко мог приобрести все парижские театры, где танцевала Эмильенна.

— Я понимаю, насколько дерзко это звучит, — как-то произнес герцог, вставая на одно колено, — но я хочу, чтобы вы стали моей женой!

Ахнувшая Эмильенна не знала, что ответить. Жак был одним из самых преданных её поклонников, и уж точно самым влюблённым. Все остальные понимали разницу между собой и ею – простой парижанкой из низов. Это был бы прекрасный шанс…

О том, что наследник миллионов планирует взять в жены простую танцовщицу, вскоре уверенно заговорили в Париже. Мать Жака, герцогиня д’Юзес была готова упасть в обморок. В тридцать один год она унаследовала состояние и с тех самых пор сама занималась хозяйством, делами предприятий и воспитанием детей.

У неё были планы на Жака, и невесту ему уже присмотрели. Поэтому резюме было однозначным: «Не для неё растила! Не для Эмильенны д’Алансон, или как там её зовут…»

Жака пытались отговорить. Ему пытались угрожать. Но он стоял на своём. Поразительно, но на герцога не подействовало даже обещание лишить его наследства. Любовь к девушке, чьей красотой могли любоваться слишком многие, была выше условностей и дороже денег. Тогда вдовствующая герцогиня прибегла к старому средству: а пусть будет с глаз долой – из сердца вон?

Скольким это помогло! Поэтому для Жака начали готовить поездку по Африке, где он должен был обязательно отвлечься от мыслей про неразумный выбор. Отказаться было нельзя, ведь железная мама сообщила, что это обязательное условие, если он хочет взять в жёны свою Эмильенну. Если не передумает, конечно.

Они расставались со слезами на глазах. Эмильенна обещала как можно чаще отвечать на письма Жака, а он, на прощание, подарил ей бриллиантовое колье. Этот подарок он назвал свадебным.

26 января 1892 года экспедиция выдвинулась из Марселя на юг. В июле добрались до Конго. Невыносимая жара заставляла путешественников постоянно искать источники воды, и припадать к ним из последних сил. По всей видимости, один из таких источников и стал для герцога Жака д’Юзеса роковым. Да, он был крепок и силён, но организм не справился с африканскими бактериями.

Он заболел лихорадкой, о чем сразу же написали в Париж. Мать потребовала, чтобы Жака немедленно отправили назад, но вернуться в родные края молодой человек не успел. Герцог скончался в Африке, вдали от всех, кого он любил. Герцогиня рыдала в своих покоях. Теперь не нужно было бороться с дамой полусвета, с Эмильенной д’Алансон. Причина конфликта больше не существовала…

Ей нужны были деньги для того, чтобы выжить. Поэтому Эмильенна продолжала принимать поклонников – принца Уэльского, короля Бельгии. Кто-то фыркал вслед, но она старалась не замечать.

Однажды на каком-то светском рауте увидала издалека герцогиню д’Юзес и поспешила уйти — побоялась, что может случиться скандал. А в 1905 году Эмильенна вышла замуж за жокея. Нельзя сказать, что это был такой уж счастливый брак – муж регулярно устраивал Эмильенне скандалы.

Со временем денежный ручеек иссяк, ведь пришло время для новых красавиц. Теперь бриллианты бросали к их ногам. Некоторое время Эмильенну поддерживала на плаву Коко Шанель, у которой она заказывала шляпы, когда еще могла себе позволить не считать золото.

Правда, копились долги, и в 1931 году большую коллекцию старинной мебели и фарфора, принадлежавшую Эмильенне, пришлось продать. Она перебралась в Монако, и тихо умерла там в 1945-м году.

Ожерелье, подаренное Жаком, бывшая танцовщица продала самым последним – незадолго до смерти. На эти деньги ее и предали земле.

Оцените статью