«Наверное, теперь меня ненавидят»: как сложилась жизнь актрисы Луизы Флетчер, сыгравшей роль медсестры в фильме «Полёт над гнездом кукушки»

Драматург Дейл Вассерман ещё в 1963 адаптировал роман Кена Кизи «Полёт над гнездом кукушки» как пьесу для Бродвея. Вскоре режиссёр Ричард Раш («Каскадер») решил превратить пьесу в фильм, но охладел к идее. Он продал права на экранизацию Кирку Дугласу, который играл Макмерфи в пьесе.

Голливуд тогда не был готов к фильму. На экране царили вестерны и банальные мелодрамы с обязательным хэппи-эндом. Актёр должен был выглядеть лощёным красавчиком, а типажи актрис также были жёстко определены. Голливуд скармливал зрителю мир мещанского благополучия, любой выход за рамки был не просто труден – невозможен.

Лишь в 1968 году, после комедии «Выпускник» с Дастином Хоффманом, экранизация «Полёта над гнездом кукушки» стала возможна. В теории. На практике это всё ещё было огромной проблемой.

Фильм, который все ненавидели

Кирк Дуглас годами пытался пробить сценарий, но студии в испуге отмахивались. В 1970 году актёр и сам махнул рукой. И тут на сцену вышел его сын Майкл, он читал роман Кизи три раза. «Позволь мне сделать это, папа», – сказал он. И мучения начались по новой.

Майкл Дуглас несколько лет пытался собрать деньги на проект, разговаривая с людьми, которые никогда не читали книгу и не понимали, что это такое. Наконец, в 1974 заключили договор с United Artists, которая согласилась на концовку с убийством Макмерфи. Партнёр Дугласа Сол Заенц взял кредит на 4 млн. под залог своего дома.

Кирк Дуглас ещё в 60-е посылал сценарий Милошу Форману, который тогда проживал в Чехословакии, но скрипт конфисковали на чехословацкой таможне, и Дуглас с Форманом обвиняли друг друга в обмане и нарушении договора.

В 1974г Форман жил в нью-йоркском отеле «Челси». У него был нервный срыв, но он сразу же вылетел в Калифорнию по звонку Майкла Дугласа. В отличие от других режиссёров, Форман прошёлся по сценарию страница за страницей, объясняя, что он будет делать и как. Сам режиссёр признавался, что во время той встречи чувствовал себя аутсайдером из-за незнания языка, и мучительно боялся ляпнуть что-нибудь не то.

Луиза Флетчер и пять минут славы

На главную женскую роль режиссёр хотел пригласить Шелли Дюваль («Сияние»), особенно после того, как посмотрел фильм «Воры, как мы» 1974 года. Вместе с Шелли там играла актриса Луиза Флетчер.

Милош Форман: «Я был поражён, когда на экране появилась Луиза. Я не мог отвести от неё глаз. В ней была некая тайна».

Тайна эта была мучительной сдержанностью, которая объяснялась непростым детством.

Луизе Флетчер было уже 40 лет. Худший возраст для Голливуда. Слишком старая, недостаточно зрелая. В 50-е у неё была короткая ТВ-карьера в сериалах «Законник» и «Неприкасаемые». Из-за высокого роста (178 см.) карьера Луизы складывалась тяжело. Многие актёры были ниже её ростом, и продюсеры отказывались с ней работать. В основном она получала работу в вестернах, где мужчины повыше.

Флетчер вышла замуж за продюсера Джерри Бика и ушла из профессии в 1962, когда была беременна вторым ребёнком.

Все её детство было отмечено чувством одиночества и разлуки. Оба родителя Луизы были глухонемыми. Девочка жила у тётки в Техасе, отец лишь изредка брал её с собой в приюты глухонемых. Когда она падала и ушибалась, то никогда не плакала. Её все равно никто бы не услышал и не пришёл на помощь. Тем не менее, актриса считала родителей хорошими.

Луиза Флетчер: «Я могла бы стать убийцей, и они бы меня поддержали. Мой папа был епископальным священником, но, когда я вышла замуж за еврея, он и глазом не моргнул».

Папа, тем не менее, не поддержал дочь, когда в первый же день в новой школе её отослали домой с запиской, что она глухая, и ей лучше обучаться в школе для глухих. Причиной была её застенчивость, она почти не разговаривала и не отвечала на вопросы. Старший Флетчер был разгневан: он хотел, чтобы четверо его детей преуспели в мире нормальных людей.

В «Ворах, как мы» Флетчер снялась против воли, сниматься её почти заставил режиссёр Роберт Альтман. Однако, после съёмок она ощутила «второе дыхание». Не пришло ли время возродить карьеру? Но к тому моменту, когда ей в руки попал сценарий «…кукушки», Луизе отказали 15 агентов.

Да и Форман, вопреки словам о том, как он был «поражён» Луизой, вовсе не рвался с ней работать. Актриса больше года убеждала Формана попробовать её, они встречались 5 раз. Режиссёр говорил: «Иди домой и забудь об этом. Ты ничего не получишь». Но, как известно, получила…лишь потому, что от роли отказались все другие актрисы.

В январе 1975 её вызвали в штат Орегон, где она в 6 утра вместе с Джеком Николсоном наблюдала за сеансом электрошоковой терапии в больнице для душевнобольных. Это было тяжело. Но присутствие Николсона помогло. Они с Луизой были друзьями ещё с 1960, когда оба слушали курс актёрского мастерства Джеффа Кори.

Джек также помогал ей справиться с волнением в начале съёмок, смешил её, корча рожи. Флетчер все же ощущала себя отчуждённой от остальных. Это было полезно для роли, но всё равно беспокоило. Чтобы показать партнёрам, что она не мисс Рэтчед, а живой человек, Луиза у всех на глазах скинула платье. Мужчины были ошеломлены.

Джек Николсон заставил фильм взлететь

Николсона на роль Макмерфи порекомендовал Хэл Эшби, первый претендент на режиссёрское кресло. Из-за графика Джека съёмки пришлось задержать на полгода. Только ему заплатили высокий гонорар. Флетчер, например, получила 10000 долларов до вычета налогов.

Звезда «Китайского квартала» читал роман Кена Кизи еще в 1963, но Николсон никогда не думал, что будет играть Макмерфи. Он готовился к роли, изучая Фрейда и Юнга, штудировал журнал «Психология сегодня».

Майкл Дуглас и Сол Заенц беспокоились, что у актёров возникнут психологические проблемы из-за долгого пребывания в психбольнице. Но они возникли только у Дэнни Де Вито. Он тосковал из-за разлуки с подругой, Рен Перлман, и вскоре начал разговаривать с воображаемым другом.

Получая награду, Флетчер произнесла: «Наверное, теперь меня все ненавидят»

«Полет над гнездом кукушки» занял 3-е место по кассовым сборам 1975 года, уступив только фильму «Челюсти» и «Роки Хоррору». Также он взял все главные премии «Оскар»: лучший фильм, лучший режиссёр, лучшие актёр и актриса, лучший сценарий. Этот подвиг сможет повторить только «Молчание ягнят» в 1991г.

На церемонии победу Луизы Флетчер объявил Чарльз Бронсон. В своей речи она поблагодарила Николсона и актеров, «чьи профессионализм, юмор и способность входить в свои роли сделали пребывание в психиатрической лечебнице похожим на пребывание в психиатрической лечебнице».

Актриса признавалась, что ещё в течение двух лет после выхода фильма люди в аэропорту подходили к ней, чтобы сказать, как они её ненавидят. Её дальнейшая карьера сложилась ни шатко ни валко, но Флетчер жалела лишь о том, что отказалась от роли Маргарет Уайт в фильме Брайана Де Пальмы «Кэрри». Правда, ей довелось сыграть Норму Мэндерс в «Воспламеняющей взглядом» – экранизации Стивена Кинга.

Её игра в «Полете над гнездом кукушки» было высоко оценена критиками. Полина Кейл писала: «Луиза Флетчер показала класс. Мы видим девственную чистоту, которая превратилась в самодовольство с опухшими глазами».

Для создания образа сестры Рэтчед актриса взяла за основу медсестру, которая в детстве строго контролировала её здоровье (а также – брата и сестры) каждую субботу. Флетчер поняла, что нельзя играть чистое Зло. Она сделала себе причёску в стиле 50-х годов и натянула вежливую улыбку.

Луиза Флетчер: «Волосы были символом того, что жизнь для неё давно остановилась. Она была настолько оторвана от своих чувств, у неё не было никакой радости в жизни и никакого понятия о том, что она может ошибаться».

Сам Кен Кизи, как известно, был недоволен интерпретацией и образа мисс Рэтчед, и книги в целом. Но, как показало время, писатель ошибался. Его роман был предан забвению вместе с эпохой хиппи, а вот шедевр Формана все ещё популярен.

Оцените статью
«Наверное, теперь меня ненавидят»: как сложилась жизнь актрисы Луизы Флетчер, сыгравшей роль медсестры в фильме «Полёт над гнездом кукушки»
Бриллиантовая слабость Галины Брежневой