В 1963 году Владимир Басов начал снимать фильм «Тишина». На роль сестры главного героя, Аси Вохминцевой, режиссёр взял никому не известную дебютантку Наталью Величко. Небесной чистоты девушку он встретил в павильонах Мосфильма и практически сразу предложил ей роль в своём фильме.
Наталья долгое время проходила смотрины в бондарчуковской «Войне и мир», и в итоге была отвергнута худсоветом. Вместе с ней в пользу Людмилы Савельевой были отвергнуты другие кандидатки: Л. Гурченко, В. Малявина, Н. Кустинская, Л. Голубкина, Л. Марченко, Л. Кадочникова.
Но павильоны и коридоры Мосфильма часто определяли судьбу будущих звёзд, ибо мелькание перед глазами ассистентов и режиссёров приводило к судьбоносным встречам. С Натальей Величко так и стало.
Басов сразу повёл девушку к себе в павильон сниматься. Без проб и высоких утверждений. Владимир Палыч вообще славился безупречным умением выбирать актёров. Часто он бродил по павильонам Мосфильма как охотник присматривающий добычу, и быстро находил то что ему было нужно.
Лёгкая, импульсивная, добрая, наивная и чистая Наташа Величко совсем не проявила робости перед маститым режиссёром, хотя по природе своей была очень застенчива.
Но Басов сказал ей, чтоб она забыла всё чему её учат во ВГИКе (она тогда ещё была студенткой), и просто играла бы саму себя. При этом добавил, что если не будет получаться, то они просто расстанутся.
Но у Натальи Величко сразу всё стало получаться. Куда-то подевалась робость и застенчивость. Басов конечно же влюбился в это небесное создание с удивительными оленьими глазами, но что удивительно, что Наташа тоже влюбилась в немолодого режиссёра.
В итоге съёмки прошли великолепно. Басов часто заходил к девушке в гримёрку и говорил: «Наташенька, посвети на меня глазками, чтоб я воспламенился».
Режиссёр в то время был холост. Он тогда развёлся с Натальей Фатеевой, но ещё не встретил красавицу Валентину Титову. Поэтому всерьёз строил планы на Наташу, и ухаживал за ней самым нежным образом. И всё это было настолько целомудренно и возвышенно, что Басов даже сам себе удивлялся.
Чистота девушки покорила его сердце. Таких женщин в жизни он встречал не часто. Именно о такой жене он и мечтал. Умеет себя держать с достоинством, не стреляет глазами по сторонам, тиха и скромна.
Фильм «Тишина» получился замечательным, и после режиссёр с Наташей и другими артистами поехал в Европу представлять его на различных кинофестивалях.
Но именно в этих поездках, завистники видящие эту взаимную любовь, стали вбивать клинья в их отношения, распустив слух, что у Наташи с Георгием Мартынюком развивается серьёзный роман. Что было абсолютной неправдой. Басов, с несвойственной ему кротостью, отступил.
Сколько пышных эпитетов она слышала в свой адрес за границей. Наташа Величко вызывала ассоциацию с каким-то тропическим цветком, который цветёт очень редко, но необычайно ярко. Этот яркий цветок оценили в Европе и мире.
Как-то раз, когда делегация была в Финляндии, актрисе один американский кинопродюсер предложил бежать с ним, предлагая лучшие роли в Голливуде.
Но своё доброе дело Басов сделал, запустив Наталью Величко, которую критики окрестили русской Одри Хепбёрн, в мир большого кино. Все шестидесятые годы девушку снимали маститые режиссёры, причём большей частью в главных ролях.
Как прекрасна была сыграна её Наташа в «Первом снеге» Б. Григорьева, и с какой сложной ролью Людмилы Печёрской в фильме «Друзья и годы» по пьесе Л. Зорина молодая актриса справилась. Хоть там она в течении фильма играла и юную девушку и зрелую пятидесятилетнюю даму.
Но ещё больше актриса поразила всех сыграв балерину Машеньку Суровщикову-Петипа в совместном советско-французском фильме «Третья молодость». В фильме играли О. Стриженов, Н. Черкасов и французские звёзды.
Этот фильм имел не только всесоюзный, но и международный успех. Балерину Величко сыграла настолько натурально, что мало кто верил, что она балету и танцам никогда не училась. Вот когда многие поняли, какая могла бы из неё получиться прекрасная Наташа Ростова.
Первое образование у Натальи Величко было музыкальное. Она была дипломированным дирижёром-хоровиком. Её родители были музыкантами: папа — дирижёр, мама — певица. А потом был ВГИК, куда она поступила в тайне от родителей, и пол-года, боялась им в этом признаться.
Тяжело пережив расставание с В. Басовым, актриса сильно замкнулась на себе. В неё влюблялись тысячи поклонников и коллег, но она была как-то абсолютно равнодушна ко всем. Особенно к актёрам, считая, что актёры-мужчины все легкомысленны.
Актриса продолжала успешно сниматься и дальше, но как сама вспоминала, делала это как-то машинально и без особого вдохновения.
Когда Басов стал снимать «Щит и меч», он вспомнил про свою Наташу и позвал её в фильм. В ней опять проснулся огонь чувств к режиссёру, и она выдала просто феерическую роль Эльзы. Она роскошно танцевала в фильме, её пластика была неподражаема.
В компании с хорошо знакомым Г. Мартынюком и С. Любшиным играла очень вдохновенно. Она была грациозна и прекрасна в этой роли.
После Басов ещё долго держал её в Польше, кормил и поил за казённый счёт, даже после того как она окончила свою работу над ролью. Но всё же поезд уже ушёл. Басов был женат, у него родился сын, да и молодая жена с красотой «снежной королевы» напрягалась.
В итоге Наталья уехала в Москву, и почти сразу же вышла замуж, буквально за первого встречного-поперечного.
Её избранником стал кинокритик и сценарист Леонид Череватенко. Это был откровенно неудачный брак, без чувств и любви. Наталья пошла под венец скорей от отчаянья, её партнёр скорей всего от того же.
Накануне он расстался с женщиной которую долго и искренне любил. К тому же Наталью сильно раздражала невероятная природная скупость мужа. Он экономил на всём и держал её и себя в чёрном теле. Через пару лет супруги развелись.
А вот настоящее женское счастье актриса испытала тогда, когда уже практически ни на что не надеялась — в 46 лет. Судьба случайно свела её с человеком далёким от мира искусства, с доктором исторических наук Николаем Лисовым. И тут робость и застенчивость, свойственные ей, внезапно улетучились. Николай Лисовой был настолько неприспособленным к жизни человеком, что ей даже было странно, как он смог прожить до сорока лет в одиночестве. Это был типаж чем-то напоминающий Хоботова из «Покровских ворот». Закончилась их дружба тем, что Наталья сама ему предложила стать её мужем. На что учёный просто расплакался от счастья.
А дальше был тридцатилетний период их счастливой семейной жизни. Возможно роль жены и няньки была лучшей её жизненной ролью, практически равной подвигу. Когда она отдала свою красоту и любовь такому необыкновенному, малоприспособленному к жизни человеку.
Муж любил Наталью безумно. Знал наперечёт все её киноработы, и старался чем мог помогать ей. По крайней мере финансово он содержал семью.
В период их брака, Наталья Величко уже мало снималась и тоже старалась помогать мужу в его научных делах, ездила с ним в загранпоездки, большей частью в Иерусалим, как ассистент и помощник.
Но если вернуться к началу 1970-х, то можно сказать, что актриса наращивала мощь в своей профессии. После фильма «Щит и меч» Наталья Величко продолжила активно сниматься.
Зрители помнят её удачные кинороли в таких фильмах как «Кража», «Это было в разведке». А ещё была великолепная роль Анны Дормы в молдавском фильме «Что человеку надо».
В фильме «По Руси», снятом по ранним рассказам Горького, актриса играла проститутку Наташу, необычную девушку, чем-то похожую на Сонечку Мармеладову. Жаль, что картина прошла незамеченной.
Красота актрисы не увядала, и её охотно приглашали многие режиссёры. Помнили её и за границей. В 1975 году Наталья величко снялась в главной роли советско-фээргэшного фильма «Алмазная тропа». Великолепно сыграла роль судьи в абдрашитовском «Повороте».
В 1979 году Наталья Яковлевна Величко окончила высшие режиссёрские курсы у А. Столпера и сняла как режиссёр кино две картины: «Служба ликвидации» и «Ураган приходит неожиданно».
Пусть они не получились великими, но всё-таки это был новый поворот в её карьере. Робкая, воздушная девушка закалилась жизнью, окрепла и стала режиссёром.
В 80-е и 90-е годы она как актриса появлялась перед зрителями нечасто, но с кино не порывала. Последние две киноработы у актрисы были в середине 2000-х годов.
Похоронив мужа в 2019 году, Наталья Яковлевна тяжело заболела, и три года провела у себя в квартире, не выходя на улицу. У неё перестали двигаться ноги. Но она не падала духом, принимала у себя гостей, и не чувствовала себя забытой. В мае 2022 года актрисы и режиссёра Натальи Величко не стало. Ей был 81 год.
Как-то раз в 60-е годы Геннадий Шпаликов, который дружил с Натальей, написал искромётный экспромт и подарил актрисе:
У Наташи у Величко
Нет еще пока величья.
Но Наташа так прилична,
Не типична, симметрична…
Но зато Наташа умница,
Не блудница и не глумница…
Ты, Наташа, католичка —
Знаю я об этом лично.
Я, Наташа, атеист,
Я лечу свободно вниз.
Мне лететь так интересно,
Так свободно и легко…
Я, Наташа, далеко!
Всё здесь правда, кроме слова «католичка», которое поэт подбирал явно для рифмы. Наталья Яковлевна была исключительно православным человеком. Она в передачах мужа на православном телеканале долгое время работала диктором. О России она могла говорить часами, являясь настоящим патриотом страны.
Актриса объехавшая всю Россию и много стран с киноделегациями, а потом с мужем, считала себя счастливым человеком, потому что русская и живёт здесь. В одном из последних интервью она сказала: «Обожаю Россию! Лучше страны нету.
Это я вам говорю со всей ответственностью. Кто-то из наших философов сказал, что в России голые ходят и думают, что они в раю. И это правда. Ребята мы в раю живём!».
Уходят легенды великого советского кино. Наталья Величко- одна из них. Бесконечно милая и очаровательная, с удивительным голосом актриса. Очень не хватает сейчас на экране таких актрис и таких женщин.