Сегодня исполняется 78 лет замечательной Наталье Селезнёвой. В своих воспоминаниях актриса назвала себя «гламурной девушкой прошлого века», хотя на самом деле жизнь её очень отличалась от жизни героинь, образы которых она создавала на экране.
Наталья Селезнёва до сих пор с теплотой вспоминает тот день, когда она в 6-летнем возрасте впервые оказалась в театре, а затем и в кино не в качестве зрителя.
Путь актрисы далеко не всегда был ровным и гладким, вокруг были не только друзья, но и люди, её недолюбливавшие. Среди последних оказалась и Татьяна Пельтцер, не сумевшая простить Наталье Селезнёвой одну обиду.
Человек без кожи
Наталья Селезнёва росла настоящей маминой дочкой. Даже знакомые называли её с мамой сообщающимися сосудами, которые всегда чувствуют друг друга. И первое огромное потрясение маленькой Наташи Селезнёвой было связано именно с мамой.
Ей было всего 3 года, когда мама заболела тифом, а бабушка посоветовала девочке молиться изо всех сил, чтобы мать выжила.
Мама на самом деле выздоровела, и это было настоящее чудо, потому что она заразилась уже во второй раз, а в этом случае процент выживаемости очень невелик. Но именно с того времени Наталья Селезнёва стала каждый раз очень переживать за близких, как человек без кожи.
Если что-то случается с родными, она не может находиться от них вдали, стоит попасть кому-то в больницу, и актриса без тени сомнения занимает свой пост в палате или рядом с ней и не уходит, пока ситуация не стабилизируется.
Она вообще росла очень чувствительной девочкой, каждое яркое событие могло произвести на неё такое впечатление, что после она не могла заснуть. Стоит ли говорить, что она до сих пор в мельчайших подробностях помнит день, изменивший всю её жизнь?
Их семья жила неподалёку от фиала МХАТа, где Наташа часто играла с ровесницами. Вот и в тот день девчонки сидели на ступеньках, когда из театра вышли двое мужчин и попросили девочку отвести их к её маме. И Наташа повела.
В то время вообще люди куда больше доверяли друг другу, поэтому приход домой шестилетней девочки в сопровождении двух мужчин не то чтобы никого совсем не удивил, но и ничего слишком уж необычного в этом не было. Оказалось, мужчины были из Театра Советской армии и им нужна была девочка для спектакля «Тридцать сребреников».
Наташа каждый день приезжала на репетиции вместе с мамой, ей доставлял огромное удовольствие весь процесс. Девочка в нарядном шёлковом платье должны была сбегать по крутым ступенькам и прыгать прямо в руки актёру, изображавшему её отца.
Но накануне премьеры девочка, неудачно скатившаяся с горки, выбила колено и оказалась в гипсе. На премьере режиссёр вышел на сцену и извинился перед зрителями за то, что маленькая героиня оказалась в гипсе, чего по сценарию предусмотрено не было.
Тогда Наташе казалось, будто все взрослые актёры осуждают её за опрометчивое катание на горке, из-за которого она подвела весь коллектив. Та история так глубоко запала Наталье в душу, что у неё появилось повышенное чувство ответственность, теперь она больше всего на свете боялась кого-то подвести.
Это наложило отпечаток на всю её жизнь и карьеру. А благодаря спектаклю Наташа попала и в кино, что и положило начало нелюбви к Наталье Селезнёвой со стороны Татьяны Пельтцер.
Без вины виноватая
Спектакль «Тридцать сребреников» был очень успешным, его однажды даже показали по телевизору. Постановку увидела Агния Барто, которая как раз в то время написала сценарий фильма «Алеша Птицын вырабатывает характер».
Съёмочный процесс уже начался, все актёры уже были утверждены и приступили к работе. Но поэтесса, увидевшая Наташу Селезнёву, решила, что нужна именно она, тут же сообщила об этом директору «Ленфильма», потребовала найти и привезти маленькую артистку в Ленинград и устроить пробы.
Никакие возражения не принимались, а спорить с Агнией Львовной было бесполезно.
Наташу вместе с мамой привезли в Ленинград и поселили в «Астории». На пробах Наталья Селезнёва так понравилась Агнии Барто, что вопрос оказался полностью решён.
Но никто и представить себе не мог, что за заменой исполнительницы роли Сашеньки последует ещё одна – актрисы, игравшей бабушку маленькой героини. На эту роль и была изначально утверждена Татьяна Пельтцер.
Наташа Селезнёва, увидев Татьяну Пельтцер на съёмочной площадке, решила познакомиться и со всей детской непосредственностью спросила, кто она. И уж точно девочка не ожидала услышать: «Я твоя бабушка». Наташа всерьёз испугалась и заявила о том, что у неё уже есть бабушка Валя, а Татьяна Пельтцер ею быть не может точно.
В результате было принято решение заменить актрису, и роль бабушки Сашеньки сыграла Валентина Сперантова. Казалось бы, рядовая история, но Татьяна Пельтцер на самом деле надолго запомнила маленькую девочку, из-за которой она потеряла роль. Надо сказать, что кино в то время снимали не так часто и потеря роли была довольно обидной.
Продолжение следует
Позже Наташу Селезнёву ещё несколько раз приглашали на съёмки, а ей всё это очень нравилось, в отличие от школьных уроков, которые она терпеть не могла. Правда, о профессии актрисы Наталья тогда не думала, желание поступить в театральный вуз родилось немного позже.
В школе Наташа училась очень плохо, её даже не хотели принимать ни в пионеры, ни в комсомол из-за отвратительной успеваемости. К тому же в подростковом возрасте девочка очень вытянулась и стала выше всех в классе. Она отчаянно стеснялась своего роста и по ночам рыдала в подушку.
Наталья Селезнёва призналась в одном из своих интервью в том, что её даже посещали мысли о суициде, которые она озвучила маме после того, как доросла до 175 сантиметров. Конечно, мама испугалась и стала следить за Наташей, опасаясь приведения угрозы в исполнение.
А потом она посоветовала дочери записаться в секцию баскетбола, где рост станет её преимуществом. И это сработало, среди высоких баскетболисток она уже не особенно выделялась. Однако профессиональный спорт девочку не привлекал, зато уже в старших классах она влюбилась в театр.
Вместе с мамой Наталья часто бывала в театре, особенно любила Вахтанговский, где пересматривала постановки по много раз. После окончания школы она поступила в Щукинское училище. В студенческие годы она сыграла свою звёздную роль в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Получив диплом, Наталья Селезнёва пришла в Театр сатиры, где снова встретилась с Татьяной Пельтцер. Актриса сразу же узнала её и, кажется, вспомнила все неприятности, связанные с появлением маленькой Наташи в фильме по сценарию Агнии Барто.
И первое, что она её сказала: «А, это ты…» А после напомнила, что это именно из-за Наташи она лишилась прекрасной роли.
*
Как рассказывала много позднее Наталья Селезнёва, её отношения с Татьяной Пельтцер так и оставались всё время на грани конфликта. Казалось, можно было бы всё забыть, но Татьяна Ивановна ничего не могла с собой поделать, поэтому и не нашла впоследствии общего языка с Селезнёвой.
Впрочем, у каждой из этих двух замечательных актрис были свои роли и свои поклонники, которые позволяли им сосуществовать в одном театральном пространстве, не доводя дело до открытой войны.
Сегодня уже Наталья Селезнёва называет себя аксакалом Театра сатиры, ведь она проработала тут 57 лет. Правда, в последние годы она всё реже выходит на сцену, мешают проблемы со здоровьем.
Три года назад актриса перенесла несколько операций на ноге и с тех пор пытается восстановить работоспособность, однако пока передвигается она с большим трудом. Подкосила её и смерть любимого мужа Владимира Андреева, вместе с которым она прожила больше полувека.