Наталья Седых… Имя этой актрисы сразу рождает в памяти светлый образ Настеньки из фильма «Морозко» — девушки с бездонными глазами и голосом, чистым как родник. Даже спустя годы, её помнят и любят зрители, зачастую узнавая по чарующему тембру.
В этом году ей исполняется 76 лет. Кажется, совсем недавно хрупкая девушка впервые ступила на съемочную площадку, и вот уже прожита целая жизнь, наполненная и триумфом, и драмой.
Творческий путь
Родилась Наталья 10. 07.1948 г. в Москве, в семье военного. Первым настоящим увлечением девочки стало фигурное катание. В четыре года она уже на коньках, тренируется у самой Татьяны Гранаткиной, побеждает на чемпионатах — упорство и талант этой девочки поражают. Казалось, её будущее уже было предопределено…
Но сердце девушки пленила новая страсть — балет! Оставив позади лёд и победы, она смело шагнула навстречу мечте, поступив в школу при Большом театре. Чарующие па под руководством великолепной Суламифь Мессерер открыли ей новый волшебный мир искусства.
А вскоре великий сказочник советского кино, Александр Роу, увидел по телевизору выступление юной Натальи. Её нежность, скромность и удивительная органика покорили его сердце. Он пригласил девушку на пробы в свою новую сказку «Морозко».
Из множества претенденток он выбрал именно её. А ведь начальство балетной школы было категорически против съемок, преподаватели негодовали! Но стремление юной Натальи к новому искусству было так велико, что она сумела всех уговорить — и отправилась сниматься.
«Морозко» стал триумфом, открыл дорогу в мир кино — посыпались предложения. Мелодрама «Дети Дон-Кихота», фильм-сказка «Огонь, вода и медные трубы», драма о фигурном катании «Голубой лёд», — казалось, кинематограф захватил её целиком.
Но Наталья чувствовала, что её сердце принадлежит балету. Она приняла непростое решение — отказаться от кинокарьеры, послав письма во все киностудии с просьбой изъять её досье из архивов.
Слава ещё долго не отпускала Наталью — поклонники узнавали её на улицах, писали письма, караулили у дома.
Личная жизнь
Сердце девушки жаждало любви, но её первые романы были недолгими. Ей предложил руку и сердце один богатый иностранец, бывший воспитанник советского детдома. Он так был очарован Натальей, что преподнес ей роскошное кольцо с бриллиантами. Но, увы, она не приняла ни кольца, ни предложения.
Особое место в жизни Наташи занимал Михаил Мессерер, сын её педагога, ставший известным хореографом. С детства их объединяли общие занятия в балетной школе, совместные танцы. Он был влюблён в Наташу и не раз признавался ей в своих чувствах, делал предложение, но девушка так и не ответила ему взаимностью.
Однажды на гастролях в Ленинграде Наталья встречает Виктора Лебедева — композитора, автора музыки к любимым фильмам: «Гардемарины, вперед!», «Ищите женщину».
Весть о новом увлечении Натальи дошла до Михаила Мессерера. О, это была сцена, достойная театральной постановки. Он мчится в Ленинград, приглашает Наталью в свой гостиничный номер. Накал страстей, объяснений, ревности — словно струна, натянутая до предела. Он, обезумев от душевной боли, в ярости швыряет девушку на кровать и сжимает ей горло…
Она пытается вырваться, закричать, понимает что её спасение — только в прыжке из окна… Но створки окна не поддаются… Обессиленная Наташа, чтобы прекратить этот кошмар, соглашается выйти за Михаила замуж.
Успокоившись, он наконец отпускает девушку домой. Этот пережитый ужас она пронесёт через всю свою жизнь. С тех пор Наталья потеряла аппетит и ест через силу.
Михаил же смог примириться со своими душевными муками, и оставив девушку в покое, эмигрировав за границу, где превратился в одного из самых известных мировых балетных педагогов.
Наталья вышла замуж за Виктора Лебедева, но их семейное счастье было омрачено жизнью на расстоянии. Москва — Ленинград, разлуки, редкие встречи. Она — прима Московского Большого театра, постоянно на гастролях, он — в родном Ленинграде: работа в институте культуры, больная мать и сестра, которым нужно его внимание.
Письма и телефонные звонки — слабое утешение для сердец, тоскующих друг по другу. Десять лет жизни между двух городов — тяжелое испытание для любых отношений. Да и рождение долгожданного сына Алеши, к сожалению, не смогло удержать супругов вместе.
Виктор Лебедев полюбил другую. Ирина была младше его на 28 лет, она прониклась его проблемами, окружила заботой, пониманием — всем тем, чего тому Виктору так не хватало в браке с Наташей.
Наталья и Виктор сохранили хорошие дружеские отношения и развелись не сразу. Сын все свои каникулы проводил у отца, а став старшеклассником, переехал к нему насовсем.
После развода Наталья полностью посвятила себя творчеству и больше не задумывалась о серьёзных отношениях.
В 35 лет она выходит на пенсию и оставляет балет. Как и у спортивных гимнасток, организм танцоров балета изнашивается быстрее, чем у людей в обычной жизни, и, понимая это, в СССР артистов балета отправляли на пенсию очень рано.
Но сцена ещё долго не отпускает Наталью — на протяжении 15 лет она, уже будучи на пенсии, играет в театре «У Никитских ворот», а также снимается в кино.
Сегодня Наталья Седых всё так же любима и узнаваема зрителями.
Сильная и независимая женщина, не сломленная, а закаленная испытаниями, она наслаждается жизнью, часто встречается с друзьями и семьёй сына, путешествует, много читает. У неё есть две квартиры, одна из которых приносит стабильный доход от аренды.