8 апреля 2008 года на 78-м году жизни скончалась Народная артистка России Надежда Румянцева. Они никогда не выглядела пожилой. Сколько бы не было актрисе лет, в ней всегда видели боевую, веселую, неунывающую Тосю Кислицину из фильма “Девчата”.
Маленького роста, всего 151 сантиметр, с худенькой фигуркой и звонким голосом она начинала как актриса травести. Представительницы этого амплуа в молодости играют детей, а в зрелости переходят на роли комических старушек.
Но Румянцева стала не только героиней, она по сути создала и сделала невероятно популярным новый эталон женской красоты. Образ задорной и чистой в своей наивности девушки-подростка, которую невозможно не любить.
Популярность Надежды Румянцевой в СССР была совершенно особого свойства. Зрители ее любовно опекали.
Стоило актрисе зайти в автобус, все тут же пытались уступить ей место. Если в дачном поселке, где она жила, кто-то спрашивал, как пройти к ее дому, продавщицы бросали товар и шли не просто показывать дорогу, а провожать.
На рынке у нее не хотели брать денег.
И вдруг, в начале 70-х, Надежда Румянцева исчезла с экранов. Пошли слухи, что актриса эмигрировала из страны. На деле она просто уехала за мужем, предпочтя актерской славе любовь. Вернулась только через 15 лет. Кому-то другому зритель мог бы и не простить.
Но для Надежды снова были открыты все двери и распахнуты сердца. Она вновь снималась, выступала с концертами по всей стране.
Было в ней что-то такое, что делало ее такой нужной людям.
Утром 8 апреля 2008 года в московской городской клинической больнице №60 Надежда Румянцева лежала вторые сутки без сознания.
Неделю назад ее доставили с диагнозом “пневмония”. Последние несколько лет ее мучили головные боли. Она старалась узнать причину, но все обследования показывали, что повода для тревоги нет.
И вдруг как гром среди ясного неба — опухоль мозга. Это известие подкосило актрису. Она, прежде общительная и компанейская, даже перестала отвечать на звонки друзей.
Актриса проходила курс лечения в клинике, и, казалось, пошла на поправку. Нельзя сказать, что Румянцева сдалась.
Она держалась стойко и даже успокаивала близких, уверяя, что обязательно поправится.
У нее был сильный характер. Этим сочетанием хрупкой детской внешности и огромной внутренней силы юная Надя когда-то наповал сразила будущих педагогов Бориса Бибикова и Ольгу Пыжову во время поступления в студию при Центральном детском театре.
Это надо было видеть. Надя Румянцева, на вид девочка лет десяти, в отглаженном платье-матроске в белой панамке зашла в огромную комнату, где заседала приемная комиссия и зычно объявила: -Монолог Фамусова из комедии Грибоедова “Горе от ума”.
У сидевших за столом от плохо скрываемого смеха задрожали плечи.
Надю это покоробило и она бросила в лицо насмешникам: -Вот то-то! Все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы. Учились бы на старших глядя?
Распалясь она горланила басом, иногда иронично щурилась и куталась в воображаемый халат. Схватив чью-то трость, размахивала ею как шпагой.
А в финале сорвала с головы и затоптала собственную панаму.
Убегая после этого феерического выступления Румянцева размазывала слезы и бормотала: Провалилась.
Она ошибалась. Ее приняли сразу.
И, буквально после нескольких занятий художественный руководитель театра Ольга Пыжова доверила Наде главную роль в спектакле по пьесе Сергея Михалкова “Я хочу домой”.
О блестящей игре юной актрисы писали газеты. Спектакль получил высшую награду страны: Сталинскую премию.
На сцене Центрального детского театра Румянцеву увидел кинорежиссер Николай Лебедев и прямо в гримерку принес сценарий фильма “Навстречу жизни”, предлагая актрисе главную роль. В это время Надя училась уже в ГИТИСе. А там студентам запрещали сниматься.
Но остановить Румянцеву, решившую попробовать себя в кинематографе было невозможно. Румянцева специально училась на токаря, чтобы быть достоверной в кадре. Спускалась на лыжах с гор.
А когда режиссер неожиданно спросил: —А с моторной лодкой управишься? Сознаться, что что-то не умеет, Надя не смогла. И первая роль чуть не стала для Надежды последней.
Во время съемок Надя не справилась с управлением. Лодка перевернулась, актриса начала тонуть. Сцену снимали на Балтике в октябре. Вода была почти ледяная. В результате — воспаление легких. И месяц больницы.
Из ГИТИСа прогульщицу Румянцеву отчислили за нарушение дисциплины. Но ей повезло. Как раз в это время Борис Бибиков и Ольга Пыжова набирали курс во ВГИКе. И Надежда стала студенткой самого престижного кинематографического ВУЗа страны.
В 11 часов 8 апреля 2008 года на этаже где находилась палата Надежды Румянцевой медсестра заметила подозрительного парня с фотоаппаратом. Вызвала санитаров, чтобы вывести его из клиники. Здесь уже все были предупреждены.
Интерес прессы к Надежде вырос еще в далеком 1959 году, после выхода на экраны картины “Неподдающиеся”. Героиня фильма Надя Берестова вовсе не случайно тезка актрисы. Сценарий писали специально для Надежды.
Об этом еще на выпускных экзаменах во ВГИКе распорядился Председатель государственной комиссии и директор Мосфильма Иван Пырьев.
Но чтобы получить самую главную в своей актерской карьере роль Тоси Кислицыной, Румянцевой пришлось соперничать с признанными кинокрасавицами, как Наталья Кустинская и Алла Ларионова.
Кустинская была женой режиссера картины Чулюкина, а Ларионову всеми силами старался продвинуть на эту роль ее муж, исполнитель главной мужской роли Николай Рыбников.
В том, что руководство Мосфильма отдало предпочтение именно Надежде Румянцевой нет никакой загадки. На нее зрители валом валили в кинотеатрах. Она была хорошенькой, веселой и абсолютно народной. Манеры, характер, юмор — все было знакомым и родным.
А ведь знаменитая Тося Кислицина буквально постучалась к Румянцевой в дверь. Актриса открыла и увидела нежданную гостью-поклонницу с косичками в тоненьком пальто и рваной ушанке. Оказалось, она бывшая детдомовка, учится на ткачиху.
«-Увидела Вас в кино и сразу поняла, что Вы моя копия, — рассказывала гостья, по-свойски расположившись на кухне и заедая чай бутербродом. -Узнаю себя в каждом Вашем фильме”.
Румянцева в это время сидела напротив и лихорадочно соображала, как убедить режиссера переснять пробы, которые завтра должен утвердить худсовет.
Нужны косички и ушанка. И вот так открывать рот, чтобы весь ломоть вошел. Утром она помчалась к режиссеру. “-Я знаю, какой должна быть Тося!”
Румянцева так достоверно сыграла 18-летнюю девушку, что никто даже не задумывался, что на самом деле артистке уже за 30.
И, несмотря на количество поклонников, которые сами в штабеля укладывались, она была очень одинока. К тридцати годам у Надежды за плечами был не сложившийся студенческий брак с однокурсником Владимиром Шуруповым. Их развела работа. Владимир после ВГИКа решил уехать на Урал, а у Нади один фильм следовал за другим.
В Надежду был влюблен актер Юрий Белов, но продолжительного романа не получилось, хотя зрители их давно ”поженили”.
Своего будущего избранника Надежда встретила на домашней вечеринке у общих приятелей. Они оба немножко опоздали. Все гости уже сидели за столом, а их пришлось усадить рядышком. Они разговорились и обнаружили, что им так интересно общаться, что больше никто и не нужен. Очень быстро вместе покинули гостеприимный дом.
Последней громкой премьерой Надежды Румянцевой стала комедия “Королева бензоколонки”, которая вышла на экраны в 1962 году. Румянцева в этой картине блистала.
В середине 60-х, когда у Румянцевой только начинался роман с будущим мужем, она снялась в комедии “Черт с портфелем”. В этом фильме она в который уже раз изображала “Тосю Кислицыну”.
Несмотря на то, что она была невероятно популярна, трудно предугадать, как бы все повернулось дальше. Ведь в реальной ее ждала абсолютно другая роль. Ей предстояло стать спутницей жизни армянина по национальности, дипломата по профессии и разведенного холостяка с дочерью от первого брака по социальному статусу. Все это ко многому обязывало.
Все началось с армянского блюда хаш. Надежда всю ночь не спала, а варила-варила. Это сложное кавказское блюдо у Румянцевой получилось с первого раза.
Но найти контакт с дочерью Вилли Кариной с первого раза не получилось. Девочка не могла смириться с тем, что папа ушел от мамы. Его новая избранница воспринималась как соперница. Дочери Вилли было пять лет, когда она увидела Надежду рядом с папой.
Обе осторожно присматривались друг к другу. Надя старалась, чтобы Карина приняла ее как подружку. Для Вилли было важно, чтобы дочь чувствовала себя комфортно и в его новой семье. Надя это понимала. Она не заговаривала с ним о собственных детях.
Румянцева еще несколько лет непрерывно ездила по киноэкспедициям. Наступил момент, когда Вилли узнал о предстоящей длительной командировке за границу и Надежде пришлось сделать выбор. Либо они расстанутся, либо она уедет с ним, и о кино придется забыть.
Надежда выбрала семью и они с Вилли официально поженились.
Днем 8 апреля 2008 года Вилли удалось немного покормить жену бульоном.
Он опять начал надеяться, что Надя постепенно окрепнет и может быть поправится. Ведь она уже когда-то давно пережила тяжелые военные годы.
Тогда ей было 11. Отец и брат на фронте, она с мамой в селе Жаворонки под Москвой. Это на Можайском направлении, где стояли наши оборонительные рубежи и бои шли совсем рядом. Было очень холодно и голодно.
Надя родилась в 1930 году в деревне под городом Смоленск, а выросла в Жаворонках, куда отец, в прошлом зажиточный крестьянин, перевез семью, спасаясь от коллективизации.
Во время войны он был тяжело ранен, но выжил.
Работал егерем. Считалось, что характером Надя пошла в отца, веселого и шебутного, в отличие от спокойной, застенчивой мамы.
В Жаворонках надолго запомнили, как однажды она без спроса делала какие-то химические опыты и чуть не взорвала школу.
С такой же неуемной любознательностью она отнеслась к своей новой миссии жены дипломата и торгового представителя СССР за рубежом. Занялась языками. В итоге свободно говорила на английском и французском, изучила дипломатический этикет. Она умела потрясающе заводить новые знакомства, помогая мужу.
Там, где она появлялась, всегда был смех. Египтяне поражались тому, насколько глубоко жена торгового представителя из СССР разбирается в истории и политике их страны.
6 октября 1973 года египетские войска атаковали Израиль. Надежду Румянцеву, вместе с женами и детьми дипломатов, срочно эвакуировали в Москву. Но как только Надежда оказалась в Москве, она тут же добилась личного приема у заместителя министра торговли и с порога заявила: —Как же там Вилли без меня? Мне надо обратно к мужу.
Чиновница позвонила в ЦК партии, где сказали, чтобы Надежда добиралась самостоятельно, если сможет.
Надя полетела в Одессу, нашла в порту капитана-армянина, который как раз с грузом собирался в Египет. С волшебными словами: “Армяне должны помогать друг другу”, пробилась к нему на борт. Вилли схватился за голову, когда от капитана пришла телеграмма: “Надя едет. Встречайте”. Ну а тут как раз и война закончилась.
После Египта семья еще четыре года жила в Малайзии. А когда вернулись в Москву, Вилли Хштоян получил самую завидную должность в СССР. Стал начальником Внешпосылторга, снабжал товарами систему валютных магазинов “Березка”.
Румянцевой завидовали все вокруг, но на деле она не пользовалась служебным положением мужа. В тот момент Надежде Румянцевой было уже за 50. Она уже не походила на девочку-подростка. Но ее природное обаяние по-прежнему покоряло.
А потому она вновь появилась на экранах и стала выступать в концертах. “Будильник” с Надеждой Румянцевой запомнили все.
В 1985 году Лиознова начала снимать трехсерийный фильм “Конец света с последующим симпозиумом”. Казалось бы, культовый режиссер, звездный состав актеров, но пьеса никак не ложилась в формат задуманного. Лиознова нервничала, Румянцева все это чувствовала.
Фильм получил самые резкие отзывы критики. Его показали один раз и положили на полку. Пережив невероятный стресс, Румянцева решила больше не экспериментировать с кино.
В начале 90-х жизнь в стране сильно изменилась. Хштоян решил заняться бизнесом. Как многим, ему пришлось столкнуться и с предательством, и угрозами, и финансовыми потерями.
В какой-то момент случилось событие, которое заставило его отказаться от собственного дела. Их с Надей чуть не убили бандиты под видом поклонников. Два амбала с цветами стояли за дверью и рвались в дом. Вилли стал напирать на дверь и кричать: -Надя. Вызывай милицию!
Но они были сильнее. Вилли выскочил на лестничную площадку и прикрыл за собой дверь. Началась драка. В такую отчаянную минуту маленькая Румянцева не могла бросить своего Вилли. Она выскочила за дверь вслед за ним и тоже стала драться. Милиция приехала быстро и все обошлось.
После этого она больше 10 лет не снималась в кино, работала только в дубляже. То, что она корифей дубляжа стало известно еще в 1966 году, когда Леонид Гайдай попросил ее переозвучить Наталью Варлей в “Кавказской пленнице”. Надя сделала это так мастерски, что никто и не заметил подмены.
Несколько лет Румянцева участвовала в озвучании знаменитого цикла мультфильмов “38 попугаев”. Ее Мартышка вместе с голосом обрела и характер актрисы.
Голосом Румянцевой говорили Рабыня Изаура, Джейн Эйр и все женские персонажи сериала “Твин Пикс”.
Только через 14 лет была бабушка Айша в фильме “Чудная долина”. Румянцева согласилась сниматься только потому, что картина была доброй. Она сама выбрала себе партнера — Михаила Козакова.
После обеда 8 апреля 2008 года Вилли заметил, что жене становится хуже. Врач пришел вместе с заведующим отделением. Но они не могли сказать ничего обнадеживающего. Надя уходила, а Вилли не мог ее уберечь.
В девять часов вечера Вилли нужно было уходить домой, час поздний. Однако он все тянул, пока дежурный врач не начал его поторапливать.
Он ушел с тяжелым предчувствием. А ночью позвонили: Нади больше нет.
-Когда она уже заболела, то сказала: -Я прожила очень интересную жизнь с тобой. Вилли Хштоян
Надежде Румянцевой досталась яркая судьба. Не только в кино, но и в жизни она сыграла очень важную роль, создав потрясающей образ русской женщины за рубежом.
Жены дипломата — умной, блестяще образованной, веселой и любящей.
Но для зрителя самым важным остается то, что она успела сделать как актриса.