На сцене смеялась, а в гримерке плакала от боли. Любовь Полищук: -Плакать не будем. Жить надо с благодарностью за каждый день

Она была невероятно красивой. Шла по жизни громко смеясь, и никто кроме самых близких друзей не знал, какие мучительные переживания терзали актрису. Какую боль доставляли ей профессия, личные драмы и собственное тело.

Любовь Полищук была бесспорно красивой женщиной, хотя никогда красавицей себя не считала и утверждала, что у нее самые некрасивые ноги в мире.

В начале 90-х она сделала первую пластическую операцию и была очень довольна результатом. А потом ей предложили использовать новомодные инъекции так называемых стволовых клеток. Что конкретно вводили в лицо актрисы, точно неизвестно. Представители клиники, в которой это делали, говорят, что это медицинская тайна.

Сама Полищук все эти манипуляции скрывала. Но многие уверены, что смертельный удар по ее организму нанесли именно стволовые клетки. Стоили эти процедуры 10 тысяч долларов и преподносились как настоящий эликсир молодости. Но Полищук вполне могли жестоко обмануть.

За месяц до ухода к Любови Полищук приехала мама Ольга Пантелеевна из Омска. И все ей было понятно без слов. Несмотря на то, что Люба хорошо держалась и пыталась ее подбодрить.

В последний год своей жизни Любовь Полищук перенесла несколько тяжелейших операций. Сначала она попала со страшными болями в спине в НИИ имени Бурденко. Боли ушли, но причины болезни остались. Потом она попала в госпиталь Вишневского. Затем снова вернулась в НИИ имени Бурденко.

Но несмотря на все усилия врачей, Полищук становилось все хуже. Актриса надеялась на последний шанс: передовую израильскую медицину. И вместе с мужем отправилась в Тель-Авив, где ей поставили страшный диагноз: саркома.

Она вернулась в Москву. И на второй день после прилета из Израиля уже появилась на съемочной площадке “Моей прекрасной няни”. Она и ее муж Сергей Цигаль предельно четко понимали, что шансов выжить нет.

Полищук твердила: —Плакать не будем. Жить надо с радостью и благодарностью за каждый день.

За три недели до смерти она ушла из больницы понимая, что кроме мучений все процедуры уже ничего не приносят.

Последней ролью для Полищук стала мама Вики в “Прекрасной няне”. Она играла лучше всех и была смешнее всех. Обычно съемочный день сериала “Моя прекрасная няня” длился 12 часов. А часто и все 16.

Это веселое “мыло” снималось по западным технологиям, которые требовали от всей группы предельной концентрации сил. Полищук поражала всех тем, что у нее находились силы еще на другую работу.

Вопрос: «зачем она так много работает», ей задавали много раз. Она всегда отвечала, что ничего с собой поделать не может: “Я трудоголик. Я благодарю Бога, что у меня много работы”.

А когда она боролась с болезнью, работа и вовсе стала для нее навязчивой идеей. Хотя она играла уже в парике, худой и изможденной. Но каждый выход на съемочную площадку означал для нее, что она не сдается. А это главное правило в борьбе со смертельной болезнью.

Но сценарий ситкома по ходу съемок пришлось переписать. Полищук все труднее было выдерживать график съемок и веселиться на камеру по 12 часов подряд. В марте 2006 года Любовь Полищук приехала на съемки в последний раз и простилась с любимым коллективом.

Эдуард Ливнев, режиссер сериала вспоминал: -Мы с восьми утра ее ждали. Все ждали. Где-то в середине дня она приехала и пошла в грим-уборную готовиться к съемке.

Часов в пять-шесть она вышла ко всем и сказала: -Я вас очень люблю. Спасибо вам огромное. Дай Бог вам здоровья. Самое главное, как выяснилось, в этой жизни.

Любочка Полищук родилась в Омске в очень простой семье. Мама Ольга Пантелеевна была швеей. Отец Григорий Мефодьевич был рабочим на стройке. Семья жила в бараке, по соседству с пьющими работягами. Ее отец так и не понял, что за профессию выбрала дочка.

-Любка, понятно. Ты танцуешь, поешь. А кем ты работаешь?

Люба начинала объяснять. -Ну как, папа. Вот так и работаю. Артисткой.

-Нет. Ты мне конкретно скажи. То, что вы переодеваетесь, веселитесь, я понял. А вот работаешь ты где?

Первый раз Люба приехала в столицу в 16 лет. Но на вступительные экзамены в театральный институт опоздала.

Попала во всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. А после нее стала ведущей артисткой коллектива “Омичи на эстраде”.

Первые же московские гастроли прошли с огромным успехом. Люба выделялась среди всех. Высокого роста, глазастая, пела сольно, пела хором, танцевала. Сразу было ясно, кто в этом коллективе лидер. В этом же коллективе работал первый муж актрисы Валерий Макаров. Про него говорили, что он талантлив, но успеха почему-то не было.

Рядом с яркой женой он смотрелся бледно. Актерская ревность сгубила ни одну семью. Вот и на Любовь Полищук в какой-то момент навалилась огромная усталость от постоянных конфликтов. Он ревновал ее и к успеху на сцене, и к другим мужчинам.

Собственные неудачи заливал алкоголем. В пьяном виде становился невыносим, не раз поднимал на супругу руку.

Когда директор Омской филармонии Юрий Юровский приехал в столицу и стал главным режиссером московского мюзик-холла, он сразу вызвал Любу. И она без сожаления бросила Омск и Валерия Макарова. И начала второе покорение Москвы.

Второй муж Любови Полищук Сергей Цигаль из родовитой московской семьи. Ее бабушка знаменитая писательница Мариэтта Шагинян первой написала биографию Ленина.

Цигаль увидел Любу на сцене театра миниатюр. Он влюбился в нее сразу же. Ходил на одни и те же спектакли ради нее по несколько раз. И однажды уговорил своего друга режиссера Марка Розовского познакомить его с эффектной актрисой. Сергей Цигаль был остроумным, легким человеком. Это в нем Полищук ценила больше всего.

Их объединяла любовь к животным. Художник сделал известный памятник бездомной собаки. И Полищук всегда помогала четвероногим бродягам. Даже когда сама считала копейки, всегда подкармливала неприкаянных собак и кошек.

Цигаль прекрасно готовил и заразил Любу любовью к кулинарии. Позже они вместе вели кулинарную программу и радовали своим веселым дуэтом. Жизнь у них была непростая, иногда летели искры.

Но брак сохранился благодаря Сергею, о чем Полищук всегда говорила с искренней благодарностью. “Он оказался уступчивее в миллион раз, нежели я”, — говорила она.

Однако после смерти Любови Полищук война ее мужа Сергея Цигаля и Алексея приняла откровенные формы. Почти сразу после похорон Цигаль потребовал у Алексея ключи от квартиры в Большом Казенном переулке. Алексей окончательно с ним рассорился и перестал общаться с младшей сестрой.

“После ухода мамы все изменилось. Как выяснилось, эта хрупкая женщина все держала на своих плечах — сплачивала, объединяла. С Сергеем была некрасивая история с наследством. Мы с бабушкой в результате отказались от него”.

Алексей Макаров.

Лешу, как это часто бывает у актрис, сначала растила бабушка. Мальчик жил в Омске. Потом мама забрала его в Москву. В столице у Любы не было ни родни, ни знакомых. Первое время она снимала маленькую комнатку в коммуналке и спала со своим сыном на одном матрасе.

Денег катастрофически не хватало. На сцене она блистала в красивых нарядах, а в жизни ходила в одном и том же платье.

-Если вдуматься, то это были условия нечеловеческие. Так жить нельзя. Но наверное я в то время была очень сильным оптимистом, поэтому все было прекрасно.

Любовь Полищук.

Быть матерью-одиночкой без бабушек и дедушек очень трудно. А быть еще и актрисой, то трудней в разы. Полищук хотела сниматься в кино, участвовать в театральных постановках и все время решала вопрос, с кем оставить ребенка. В итоге она отправила его в интернат.

“-Я думал, что все дети учатся в интернатах. Потом уже узнал, что есть другие школы. Мне поначалу нравилось: группа сверстников, неделю вместе.

Переживания начались потом, когда я взрослым стал и понял, что в интернате происходило на самом деле. Воспитатели считали возможным рукоприкладство по отношению к детям. Абсолютно безнаказанно. Нам казалось это нормальным”.

Алексей Макаров.

Полищук, конечно, приезжала к сыну. Как могла, пыталась согреть его материнским теплом. Но в ее жизни, как и в жизни многих известных актрис, произошла очень грустная сделка. За успех она заплатила счастьем ребенка. Когда Любовь вышла замуж и обрела дом, то Цигаль сразу предложил забрать из интерната Лешу.

Все могло быть хорошо, но два ее любимых мужчины никак не могли найти общий язык. И явно не нравились друг другу. Больным воспоминанием Алексея стало то, что Цигаль поднимал на него руку и он не стал для него родным. Полищук всегда болезненно воспринимала ссору любимых мужчин.

Ведь она очень любила Лешу, всегда ему помогала. Благодаря ее дельным советам и похвалам Алексей стал хорошим актером.

Алексей долго не знал, насколько тяжела болезнь его матери. Общались они в последние годы жизни актрисы нечасто. Полищук купила сыну отдельную однокомнатную квартиру и он жил своей бурной жизнью.

В 1998 году Любовь Полищук ушла из театра Эрмитаж, в котором многому научилась и сыграла несколько замечательных ролей. Причиной стала подготовка нового спектакля “Мастер и Маргарита”. Полищук хотела сыграть Маргариту, но материал “уплыл” к другой артистке. А ей снова предложили роль смешной героини.

Народу ее героини очень нравились, а вот мама актрисы часто ее роли не одобряла. Полищук не подавала виду, но близкие знали, что ей очень хочется быть не смешной, а драматической актрисой.

В 35 лет Любовь Полищук второй раз стала мамой. У нее родилась дочь Мариэтта. И это далось актрисе очень тяжело. После родов она чуть не погибла. После одной операции сразу случился приступ аппендицита, потом осложнение, отслоение брюшины.

Но прошло всего несколько дней после рождения дочери, а она уже начала репетировать новую роль в спектакле “Соломенная шляпка”.

Во время сложных репетиций у нее вылетели позвоночные диски. За ней приехала “скорая” В машине она проклинала свою роль и режиссера. Но никогда, не при каких обстоятельствах она не отказалась бы от работы.

Актриса сама не заметила, как она надорвалась на работе. Однажды прямо во время спектакля она упала в обморок. Врачи пытались объяснить, что нагрузки ей противопоказаны, но она никого не слушала.

А в спектакле “А чой-то ты во фраке?” актриса встала на пуанты, тренировалась до кровавых мозолей, научилась делать фуэте. На сцене глаза ее сияли, а в гримерке она выла от боли.

К врачам обращалась только для того, чтобы ей сделали обезболивающее, а не для того, чтобы поставили диагноз и устранили причину. Специально для нее начали удлинять антракты, чтобы она могла подольше полежать вытянувшись.

В первые годы жизни в Москве Полищук работала круглые сутки. Ночью снималась в телепрограммах, утром шла на репетицию в мюзик-холл, вечером был спектакль. В первое время она выглядела очень вульгарно.

-Я невероятно красилась, прямо килограммовым слоем. Тогда мне казалось, что это очень хорошо и красиво.

Любовь Полищук.

Но прошло время, и провинциальный налет ушел. И Полищук сыграла немало роковых красавиц, способных свести с ума любого мужчину. Глядя на такую женщину, можно было подумать, что у нее было невероятное количество романов. Но это не так. При всей яркости и веселом характере ей в личной жизни очень долго не везло на мужчин.

Первый серьезный роман после развода у нее случился на съемочной площадке фильма “Вавилон XX”. Режиссером и исполнителем главной роли был украинский актер Иван Миколайчук. Вторую главную роль он доверил Полищук.

Это было яркое чувство, но Миколайчук был женатым человеком. Уйти из семьи он не решился. Возможно, ему все показалось очень сложным. Полищук была матерью-одиночкой, к тому же без собственного жилья.

Полищук всем казалась остроумной женщиной с неуемной энергией. Всегда в хорошем настроении, бодрая, пробивная. Но на самом деле она была очень ранимым и одиноким человеком.

В 1989 году на экраны вышел фильм “Любовь с привилегиями”. Любовь играла главную роль. Таким же неумелым водителем, как героиня этого фильма, была сама актриса.

В 2000 году она попала в серьезную аварию. В страшном дтп у актрисы сместились шейные позвонки. Она лечилась у мануального терапевта и три месяца выходила на сцену в специальном ортопедическом корсете. Несмотря на уговоры врачей поберечь свое здоровье и отказаться хоть на какое-то время от активной жизни на сцене.

Съемки фильма “Испанский вояж Степаныча” проходили в Арабских Эмиратах. Этот климат категорически был противопоказан Полищук, которая в то время уже знала, что у нее диагностирован рак и быть на жаре ей нельзя.

Она всегда работала на износ. Она не хотела считать копейки и жить скромно, как в ранней молодости. Когда она ушла из репертуарного театра, то откровенно призналась главному режиссеру, почему.

-Она мне открытым текстом ответила: -Видишь ли, я хочу купить себе кожаную куртку. Я могу ее купить сыграв один спектакль в антрепризе Лени Трушкина.

-Ну что делать. Купи куртку тогда.

Иосиф Райхельгауз. Режиссер.

Благодаря антрепризе у нее появились деньги на ремонт в московской квартире. Она стала жить так, как должна была жить артистка ее масштаба. Инвестируя в собственную внешность и получая радость от путешествий.

-Лет шесть она пожила в достатке. Квартиру купила. Дачу выстроили в Коктебеле.

Ольга Полищук. Мать Любови Полищук.

Она работала почти до последнего дня. Превозмогая немыслимую боль, приезжая на съемочную площадку после очередного курса химиотерапии. Боль преследовала ее и днем, и ночью. Она глотала горсти таблеток, мало спала.

Промежутков между страшными приступами становились все меньше. Но работать не переставала.

Незадолго до смерти с мужем и Михаилом Ширвиндтом она снимала программу “Охотники за рецептами” в Израиле. По стране они колесили в жутком минивене. Полищук трясло на ухабах и боль в позвоночнике не оставляла ее ни на минуту.

Она вернулась в Москву совсем без сил. И сопротивляться болезни становилось все труднее и труднее. Ее муж был готов обратиться к кому угодно, лишь бы сделали ее боли меньше. И дали хоть немного надежды.

Но Любовь Полищук не хотела, чтобы к ней относились как к умирающему человеку, делали поблажки, выражали сочувствие. И в этом была ее уникальная сила. Она жила и работала так, как будто не умирала от рака.

В середине ноября 2006 года близкие уже понимали, что ей осталось совсем немного. Эту страшную правду знала и сама актриса.

За две недели до ухода Любовь в последний раз поговорила с режиссером Михаилом Левитиным. Он позвонил ей и сказал, что она обязательно сыграет в новом спектакле “Мамаша Кураж” и это будет триумф.

А 30 ноября режиссер уже стоял возле ее гроба.

Любовь Полищук упокоилась в Троекуровском кладбище, где похоронено много знаменитых людей. Но почему-то на ее могиле три года не было памятника. Пошли слухи, что от мужа, художника-скульптора, ждали шедевр.

Но когда памятник появился, то всех поразил красотой. Сделан он из хрусталя. Очень легкий, прозрачный. Наполненный светом и чистотой.

Такая же хрустальная душа была у этой необыкновенной женщины.

Оцените статью
На сцене смеялась, а в гримерке плакала от боли. Любовь Полищук: -Плакать не будем. Жить надо с благодарностью за каждый день
Юрий Сенкевич: как складывалась личная жизнь и судьба советского телеведущего