Секрет успешного творчества великого испанца Франсиско Гойя остается нераскрытым и сегодня. Удивительный художник подарил миру большое количество роскошных картин то ли благодаря таланту, то ли из-за психического расстройства, которым, несомненно, был отмечен.
Возможно, разгадка небывалого вдохновения художника заключалась в его страстной музе герцогине Альбе. Эта женщина волновала не только любвеобильного Франсиско, но и все мужское население Испании.
Художник и ловелас
Франсиско де Гойя впервые увидел этот свет в деревне около Сарагосы в 1746. Отец будущего живописца был позолотчиком, а мать являлась обедневшей дворянкой. В школе деревенский паренек учился ужасно. А вот отменно рисовать у него получалось чуть ли не с пеленок. В семнадцать юноша получил от отца благословение для поездки в Мадрид, чтобы там продолжить обучение на художника.
В столице Гойя не только учился, но и мотался по дамам, не разбирая их статуса или сословия. Партнершами для утех у художника были как аристократки, так и самые красивые дамы полусвета. Было в Гойе что-то такое, что заставляло дам самостоятельно прыгать к нему в постель. Число «возлюбленных» живописца было так велико, что он не припоминал и половины имен тех, с кем провел ночь.
Однажды Франсиско заприметил симпатичную монашку и похитил ее из кельи. За это он был бит местными мужчинами и сбежал в Италию, так как скандал с монашкой получил огромнейший резонанс.
Лишь в 1773 Франсиско вернулся в столицу Испании. Там он повстречал давнего приятеля Байеу. Его сестра Жозефина совершенно пленила художника. Но жениться на красивой девушке Гойя не планировал. Когда же она забеременела, жениться пришлось.
За годы брака Жозефина подарила супругу пятеро наследников. До взрослого возраста дожил только один из сыновей. В 1792 Гойя заболел непонятным недугом. Силы покинули энергичного живописца. Он просто лежал в постели. Затем он ослеп и оглох.
У Франсиско подозревали сифилис. Среди диагнозов называли и расстройство психики. Постепенно художник начал выздоравливать и зрение к нему вернулось. А вот глухота осталась с ним навсегда.
Единственная муза
Поправив здоровье, Гойя продолжил вести прежнюю жизнь. Великий мастер менял подруг при живой жене так часто, что Жозефина, казалось, смирилась с его патологической неверностью. Так бы все и длилось, не услышь он на одном из приемов про невероятную герцогиню Альбу, которой на момент встречи с живописцем было не более 20 лет.
Герцогиня тоже слышала про удивительного живописца. Испанка сама явилась к нему в мастерскую. Держалась надменно и гордо. После ее ухода Франсиско больше не мог думать ни о ком ином.
Каэтанья Альба была аристократкой, которую считали одной из самых чувственных, женственных и великолепных дам Испании. Увидев ее, художник сказал, что понял, что такое жить.
На целых семь лет Каэтанья стала музой художника. Их страстный роман обсуждали даже при испанском дворе. Каэтанья обустроила мастерскую для Гойи у себя в поместье. Ее муж умер от болезни, но овдовев, она предпочитала проводить время с художником, а не лить слезы по почившему супругу.
Все, знавшие герцогиню Альбу, утверждали, что она была вечной искательницей чувственных наслаждений. Ее сердце требовало пылких чувств и смены событий. Уже в двадцать герцогиня Альба считалась искусной в ласках настолько, что с легкостью пристыдила бы лучших дам из испанских борделей.
Когда герцогиня шла по улице, на нее засматривались не только мужчины, но даже дети. Такая красавица не могла всю жизнь оставаться с одним мужчиной. Спустя семь лет романа с Франсиско она ушла от него к знатному воину. Гойя был вне себя, но продолжал создавать ее портреты.
Только теперь он выбирал для герцогини образы ведьм, простушек и женщин с ночных улиц. Через два года после разрыва с Альбой Гойя был произведен в королевские художники. И Альба временно к нему вернулась.
В тот период Гойя написал «Обнаженную Маху». За эту прославленную впоследствии картину его могли предать костру инквизиции, но обошлось. На многих работах живописца красовалась только его герцогиня. Иногда он рисовал ее обнаженной, что было немыслимо для того времени.
Конец красавицы
В 1802 блистательная Каэтанья созвала высокородных гостей в собственном мадридском дворце. Был приглашен и Гойя. Герцогиня была слишком оживлена в тот день. Показывала всем мастерскую своего избранника, что-то говорила о ядовитых красках. У Франсиско тогда промелькнула мысль, что его дама может расстаться с жизнью самостоятельно, но он гнал такие мысли от себя.
В итоге гости разъехались, а утром Альбу нашли бездыханной. Согласно первой версии она это сделала сама. Согласно второй с ней через подручных расправилась королева Мария-Луиза, которой герцогиня очень мешала при дворе. Третья версия была связана со слугами дворца. Им Альба в завещании оставляла значительную сумму из личных средств.
После смерти музы уже разменявший шестой десяток художник остался один. Сын его уехал, а жена давно скончалась. Но, внезапно, Гойя опять пустился во все тяжкие. Увел жену купца из семьи. Обзавелся с ней ребенком и увез ее во Францию, где умер в 1828.