Молва приписывала графу любовную связь со слугой Карлом Лапс. Мария решила этот вопрос просто: купила ребенка у кухарки и выдала за своего

Мария Пуаре известна как автор трогательного романса «Я ехала домой». Ее судьба была настолько драматична, что могла бы лечь в основу мелодрамы или телесериала на несколько сезонов. Как известно, жизнь — лучший сценарист…

Она родилась в 1863 году. Застала трех императоров, Первую мировую и приход российской власти. Была актрисой, певицей, композитором, поэтессой, корреспондентом на Русско-японской войне. Скончалась в возрасте 70 лет в Советской России — всеми забытая, в бедности и лишениях.

Она впервые вышла замуж в 16 лет, а второй брак заключила в 51 год. Казалось, на склоне лет ее ждет тихое семейное счастье, но супруг обвинил ее в мошенничестве.

Нет, Мария Пуаре не сбежала с фамильными бриллиантами, а ухитрилась выдать сына кухарки за собственного. Этот судебный процесс стал одним из самых скандальных в Российской империи того времени.

Осенний день 1916 года. Санкт-петербургский окружной суд. У входа остановилась карета, из нее вышла женщина. Реакция толпы, которая ее встречала, была неоднозначной. Кто-то бился в экстазе, аплодировал и бросал букеты — ведь она, известная исполнительница романсов, была очень популярна.

А кто-то выкрикивал обидные слова. В суд ее доставил конвой, как настоящую опасную преступницу. В ожидании суда она провела несколько месяцев в тюрьме, пока друзья не заплатили за нее залог и не добились домашнего ареста.

Мария рано лишилась родителей. Отец, знаменитый фехтовальщик и гимнаст Яков Пуаре, погиб на дуэли. А мама скончалась от болезни. Девочка поступила на воспитание к дяде. Ее старший брат к тому времени уехал во Францию, где стал художником-карикатуристом.

Старшие сестры, Александра и Евгения, засиделись в девках. Тем не менее, вопреки обычаям, младшую сестру выдали замуж первой. Ей было всего шестнадцать лет. Тоненькая блондинка, поет, музицирует, сочиняет стихи… Ей бы найти мужа себе под стать.

Но супругом назначили хорошего друга семьи, инженера Михаила Свешникова. Уж он-то точно не мог проникнуться ее талантом и с уважением относиться к творческой натуре. Профессия актрисы тогда считалась позорной для девушки из приличной семьи.

— Печаль мне суждено испить до дна и видеть за мгновением мгновенье, как ясный взор туманит пелена и злой недуг вступает во владенье, — 17-летняя Мария декламировала перед зеркалом монолог Офелии.

  • — Что, ты опять за свое? Знаешь ведь — я не позволю, чтобы моя жена болталась на сцене! Я уважаемый в обществе человек. Не позорь меня!

Такой диалог в их семье был вполне обычным. Супруг настаивал на своем — чтобы она и думать забыла про театр. Мария старалась убедить его, что ощущает великий дар, данный свыше. Но в этот раз оба были взвинчены больше обычного.

  • — Не послушаешься — лишу тебя всех денег и положения в обществе. Упеку в сумасшедший дом!

У Маши внезапно началась истерика. Она рыдала и каталась по полу, хватала с каминной полки предметы и швыряла их об стену. Это действительно было похоже на поведение сумасшедшего. Приехали санитары, надели на нее смирительную рубашку и отвезли в больницу.

Она провела две недели в сумасшедшем доме. Ее судьба могла закончиться плохо — больных тогда лечили жестокими методами. Но на сцене этого спектакля появился герой, которому удалось ее спасти. Михаил Лентовский, знаменитый театральный импрессарио, был братом Марусиной подруги.

Он пошептался сначала с Владимиром Долгоруким, а потом строго поговорил с Михаилом Свешниковым. Убедил законного мужа, что Маруся должна быть на свободе, иначе в обществе поднимется скандал. После выхода из дома скорби Мария уже никогда не возвращалась к мужу. Она стала актрисой в театральных постановках Лентовского.

Антрепренер Лентовский был примечательной фигурой: взял в аренду сад «Эрмитаж», построил кафе и рестораны, запускал фейерверки, организовывал театральные подмостки. Мария играла главные роли, иногда даже мужские.

У нее открылся талант исполнять цыганские романсы, и поклонники заметили, что она похожа на цыганку своей любовью к свободе, авантюрам и странствиям. И вот Мария блистает на сцене, купается в лучах славы.

Восторженные поклонники были щедры на подношения: дарили украшения с бриллиантами, предметы искусства, вазы, столовые наборы из серебра. Многое из этого пришлось продать в советское время, чтобы как-то выживать.

Лентовский становится ее возлюбленным, и они составляют одну из самых ярких богемных пар в Москве. Мария получает приглашения на гастроли, начинает выступать в разных театрах. Вскоре импресарио, вызволивший ее из психиатрической больницы, остается в прошлом.

Девушка решает перебраться в Санкт-Петербург, поближе к царскому двору. Она выступает на сцене Александринского театра. В конце сезона уезжает работать в летние театры.

Ее новая подруга, балерина Матильда Кшесинская, закрутила роман с наследником российского престола. У Марии тоже высокопоставленный поклонник — князь Павел Долгоруков.

Они были совсем разными. Князь, воспитанный в среде аристократов, был рассудительным и невозмутимым. Мария провела много лет в богемной среде, была без меры капризна и своевольна. Ее настроение менялось мгновенно — от горьких слез до бурной радости.

Могла вскочить на стол и крикнуть: «Несите шампанское!». Вероятно, такая разница в темпераменте и привлекла князя. К тому же она была интересным собеседником и очаровательной дамой. Мария переехала в его подмосковную усадьбу. На праваха хозяйки дома принимала его гостей. Они активно выезжали в свет — в театры, рестораны. Любили путешествовать.

Если бы не муж Марии, удалившийся от мира в Троице-Сергиеву лавру, Долгоруков сделал бы ей предложение. Но Свешников не давал развода. Когда Мария Пуаре родила дочь Татьяну, ей удалось убедить мужа записать ее на свою фамилию. При этом девочка получила отчество Павловна (от своего настоящего отца).

Пользуясь расположением, деньгами и связями Долгорукова, Мария не сидела на месте, а развивала свою карьеру. Пыталась делать театральные постановки. Большого успеха они не имели, но зато в историю вошел романс в цыганском стиле «Лебединая песня». Артистка написала его для пьесы Плещеева «В своей роли»:

«Лебединая песня» получила ошеломляющую популярность. В то время уже распространились граммофоны с платинками, а романс стал главным музыкальным жанром. После этого ее всю жизнь сопровождал символ лебедя. Ей преподносили статуэтки, веера, ценные предметы с изображениями этой птицы.

Во время Русско-японской войны Мария вызвалась поехать на фронт. Причем не только в качестве певицы, поднимающей боевой дух солдат, но и военного корреспондента газеты «Новое время». Опасная поездка отняла много физических и моральных сил.

Возвращаясь домой, она заразилась инфекционной болезнью и чудом выжила. В то время она и написала романс «Я ехала домой», который сразу же признали шедевром лирики:

Вскоре отношения с князем, продлившиеся десять лет, подошли к концу. Мария никому не рассказывала о причинах расставания. В 1906 году она перенесла еще один удар судьбы: скончался Ленковский — человек, который вывел ее на сцену. Она погрузилась в тяжелые размышления о собственной судьбе.

Что будет с ней, когда слава угаснет, а удача отвернется? Ведь она уже перешла рубеж пятидесятилетия. И решила, что нужно проявить благосклонность к давнему поклоннику, графу Орлову-Давыдову. По иронии судьбы, он оказался кузеном ее прошлого возлюбленного. Граф, один из самых богатых людей в империи, владел поместьями и заводами.

Хотя официально он был женат, его супруга проводила время за границей, практически не интересуясь детьми. Про графа ходили неприятные слухи: якобы он имел непозволительную связь со своим слугой Карлом Лапсом.

Так или иначе, но Мария решила приручить поклонника, который все никак не делал предложение руки и сердца. И добилась его с помощью спиритических сеансов с подставным медиумом. К тому времени уже умер ее муж Свешников. Граф подал на развод, и они наконец поженились.

Состоятельный супруг часто ездил по делам в дальние имения. Однажды Мария сказала ему перед отъездом, что беременна. А когда он приехал, предъявила ему ребеночка. На самом деле она купила младенца у кухарки.

Граф был счастлив — он мечтал о наследнике. Но все испортил слуга Карл Лапс — рассказал князю об обмане. И тот решил вынести семейные дрязги на рассмотрение суда.

  • — Она бессовестно заманила меня в свои сети, — темпераментно говорил истец. — Во время первой же встречи заманила в свой номер в гостинице и попросила расстегнуть корсет!

В отличие от вспыльчивого мужа, Мария держалась с достоинством и не рассказывала интимных подробностей. Произнесла трогательное последнее слово: мол, она, актриса сложной судьбы, никогда не встречалась с мужчинами ради корысти, а подмену ребенка совершила, чтобы осчастливить графа.

Речь обвиняемой произвела такое впечатление, что судья полностью ее оправдал. Мальчика вернули кухарке.

Шел 1917 год. Судьба многих участников этой истории закончилась нерадостно. Павел Долгорукий бежал за границу, но вернулся, чтобы возглавить восстание против большевиков. Его схватили и расстреляли. Граф Орлов-Давыдов дожил до глубокой старости за границей.

Мария Пуаре, оставшись в Советской России, не могла добиться даже маленькой пенсии и жила, потихоньку продавая имущество. И умерла тихо, во сне, в комнате московской коммуналки.

Оцените статью
Молва приписывала графу любовную связь со слугой Карлом Лапс. Мария решила этот вопрос просто: купила ребенка у кухарки и выдала за своего
Прибалтийские актёры советского кино: как сложилась их жизнь