Академик русской пейзажной живописи Исаак Левитан творил картины, пахнущие любовью. Природа служила ему возможностью выплескивать свои человеческие эмоции. Склонный к меланхолии, мнительный и ранимый гений видел в строгой русской природе тончайшие особенности.
За свою короткую жизнь Левитан не был обделен вниманием женщин, а вот с ответными чувствами складывалось иначе. Восхищая поклонниц, он оставался одиноким и несчастным. Впадая в депрессии, он несколько раз пытался свести счеты с жизнью. А однажды за него боролись даже родные мать и дочь.
Коллега, муза и любовница
Красоту средней полосы России Исаак Левитан ценил всегда, не находя вдохновения среди экзотической заморской природы. Летом 1894-го, уже будучи признанным и знаменитым, он творил шедевры в милых сердцу местах. На тот момент его всюду сопровождала спутница — замужняя Софья Кувшинникова.
Дочь крупного чиновника и жена успешного врача, она официально звалась ученицей Левитана.
На деле же, их объединяло куда большее. Кувшинникова была по уши влюблена и, казалось бы, любима своим кумиром. Темноглазая, смуглая Софья была на 13 лет старше Исаака и привлекала окружающих своим свободным и оригинальным нравом.
Отражалось это и в особенном изобразительном почерке, и написанные Кувшинниковой цветы покупал сам Третьяков. А когда женщина садилась за рояль, ей искренне аплодировали даже самые именитые виртуозы-клавишники.
На тему этого романа судачила вся Москва. Тесно друживший с Левитаном Чехов утверждал, что после знакомства с Софьей в пейзажах художника появилась улыбка. Антон Павлович честно признавал, что эта женщина дарит художнику заботу, счастье и покой.
Хотя отношения с любовницей друга у писателя складывались весьма напряженные. Он был предан Левитану и открыто недолюбливал Кувшинникову, иронично называя ее «Сафо».
После «Попрыгуньи», в основу которой легла история замужней Софьи, та перестала общаться с Чеховым, а Левитан три года не подавал ему руки. Получая от Кувшинниковой нужную порцию заботы, Левитан был занят исключительно поиском вдохновения для новых картин.
Когда в 1894-м пара приехала к Ушаковым в имение Островно, в их планах было любование красотой местной природы. Но все обернулось иначе.
Новая любовь Левитана
Прослышав, что по соседству поселился такой талантливый и знаменитый Левитан, к Ушаковым наведалась супруга помощника петербургского градоначальника Турчанинова с тремя дочерьми. Анна Николаевна вышла замуж совсем юной, и к моменту женского расцвета была известна в светских кругах множеством романов.
Когда зрелый и занятой работой супруг уставал от очередных сплетен, отправлял Анну «успокоиться» в дальнее имение. Но на этот раз просчитался. В первую же встречу между Турчаниновой и Левитаном проскочила искра, очень скоро переросшая в горячее пламя.
Софья, отлично знавшая Исаака, моментально заподозрила неладное. Уже через несколько дней после злополучного знакомства Софья и Исаак сильно поссорились прямо на глазах десятка гостей. Распухшие от слез глаза женщины не заметил только ленивый. Не находя в себе сил совершать решительные шаги, Левитан все больше пропадал на охоте.
Правда, вскоре выяснилось, что был он у Турчаниновой. Боролись соперницы за Левитана недолго: Софья проиграла практически на старте. После несмелой попытки отравиться Кувшинникова уехала в Москву и больше никогда не видела вчерашнего возлюбленного.
Анна Николаевна же пригласила Левитана поселиться в её усадьбе «Горки». Турчаниновы жили там летом, а зимой уезжали в Петербург. Художнику предложили подобрать комнату под мастерскую, но он никак не мог определиться, не находя нужной по площади.
Тогда Анна распорядилась выстроить для любовника отдельный двухэтажный дом. Удовлетворенный опекой, он еще не знал, что на пороге новое действие новой драмы.
Соперницы мать и дочь
То лето 1894-го оказался максимально плодотворным для художника. Левитан написал пастелью легендарный «Букет васильков», подаренный дочери Анны Варваре Турчаниновой. Тогда же появляется и «Осень. Усадьба». Но бурному любовному роману не долго судилось оставаться счастливым.
В какой-то момент стало понятно, что в Исаака без памяти влюбилась та самая старшая дочь его любовницы Варя. Она следовала за художником тенью, о чем позже рассказывала ее воспитательница.
Сначала Варвара объявила, что хочет получше изучить живопись, скоро уже банально подавала Левитану кисти, ловя его глубокий взгляд. Увлечённость младшей Турчаниновой быстро вызвала в округе массу недобрых сплетен.
Всем было ясно: в имении сформировался четкий любовный треугольник, где две самые родные женщины вели между собой глухую войну за мужское сердце. Такие перипетии затуманили голову Левитана, и без того не отличавшегося рассудительностью и уравновешенностью. Все происходящее довело художника до сильнейшей меланхолии и депрессии.
Уже имея опыт попыток суицида, он вновь схватился за револьвер. Конечно, современники полагают, что тот акт был скорее театральным, но шумихи наделал немало. От греха подальше Анна Николаевна отправила Варвару в Петербург к отцу, потому как покой и взаимопонимание в семье были разрушены.
Избавившись от всех помех, хозяйка усадьбы посвятила себя заботливому уходу за раненым, и их отношения стабилизировались. Осенью 1895-го Левитан пишет на реке Съеже, что около усадьбы «Горки», одну из хрестоматийных пейзажных картин — «Золотую осень». Но даже всплеск вдохновения и любящая Анна Николаевна не спасли его от неминуемого.
22 июля 1900-го Исаак Левитан умирает на руках Турчаниновой, немного не дожив до своего 40-летия. Могила гения-пейзажиста расположена рядом с чеховской. В апреле 1941-го прах художника перенесли на Новодевичье кладбище, где он и покоится в окружении Антона Павловича и художника Михаила Нестерова.