Любимый актер Сталина изображён на полководческом ордене, учреждённом в годы войны

Однажды бдительный вахтёр из вневедомственной охраны его не узнал – а кто бы узнал? – и потребовал пропуск, которого у актёра, конечно же, не оказалось. По легенде, Черкасов выхватил огромный меч и заорал:

«Смерд! Пред тобой русский князь Александр Невский! С дороги, или зарублю!» Перепуганный охранник бросился наутёк, и не факт, что не ватерклозет…

Четырежды Дон Кихот Советского Союза

Он был настоящим парадоксом: сначала стал комиком с невероятной мимикой и пластикой, мастером смешных деталей, человеком-шаржем, а потом – большим трагическим актёром, исполнителем монументальных образов, где частенько уходили в глубокую тень лучшие черты его дарования.

Одним из таких монументальных образов, сыгранных Николаем Черкасовым, был образ державного актёра Черкасова, обласканного властью, усыпанного премиями и наградами депутата и общественного деятеля.

А ведь он и на самом деле многим помог: съёмочная площадка порой становилась приёмной депутата, к нему стояла очередь просителей, и он в гриме Дон Кихота, Петра I или Александра Невского принимал жалобы, подписывал заявления, и по телефону ругался с обитателями высоких кабинетов.

Вполне вероятно, что он и был идеалистом вроде Дон Кихота, которого сыграл четыре раза – вряд ли кто-то из актёров делал это чаще.

Детство

Николай появился на свет 23 июля 1903 года в столице Российской империи. Отец, Константин Александрович, начальник железнодорожной станции, завёл в семье такие патриархальные, почти домостроевские порядки, что чада и домочадцы его побаивались, старались лишний раз на глаза не попадаться.

Коля был в семье первым ребёнком, и мама, Анна Андриановна, обожала его, окружила любовью и заботой, боялась на шаг от себя отпустить, и продержала рядом с собой лишних два года: в гимназию он пошёл в девять лет, когда младшему брату Косте было уже три года.

Семья жила в большой 4-комнатной квартире неподалёку от гимназии № 10, туда в 1912 году родители Колю и отвели. Похвастаться прилежанием Коля не мог, он любил праздно проводить время, и его даже однажды оставили на второй год.

Отец, видя в кондуите сплошные «неуды», регулярно сына наказывал, впрочем, не особо надеясь на результат, пророчил ему нищенское существование, тюремную робу и кандалы каторжника.

Одноклассники же знали Колю как хорошего парня, чуть-чуть задиристого, но доброго и надёжного. Вымахавшего под два метра недоросля даже взрослые дяди старались обходить стороной.

Жили Черкасовы в получасе ходьбы от Маринки, родители любили оперу и каждую неделю водили детей в театр. Коле по малолетству предпочитал цирк, но когда его первый раз привели в театр, ему там понравилась, скорее не опера «Руслан и Людмила», а красота снаружи и внутри, широкие лестницы и мягкие кресла.

Мариинский театр

В 1919-м 16-летнего Колю приняли в Мариинский театр нештатным мимистом самой низшей 3-й категории, то есть, статистом, который маячил где-то в полумраке на самом дальнем плане, чьего лица зритель не мог разглядеть, как бы не напрягался.

В опере своего тёзки Римского Корсакова «Садко» Черкасов, раскачиваясь, изображал водоросль, коими было полно морское дно, куда опустился главный герой. Во время премьеры оперы Александра Серова «Вражья сила», поставленной самим Фёдором Шаляпиным, который сам и исполнил партию кузнеца Ерёмки, зал стал легонько посмеиваться, чем вызвал недоумение и гнев Шаляпина.

Оказывается, зрители разглядели, как мимист, то ли отвлекая, то ли, наоборот, привлекая чьё-то внимание, выделывает у задника разные коленца руками и ногами. Шаляпин прекратил петь, отыскал глазами причину смеха, и громко, на весь зал потребовал, чтобы шалопай покинул сцену.

Николай был уверен, что из театра его выгонят, но назавтра на репетицию, всё же явился, чтобы прогул не поставили. Режиссёр Михаил Циммерман позвал его в свой кабинет, где сидел Шаляпин. Он предложил Черкасову договориться, что они друг другу больше мешать не будут, и Черкасова не уволили.

Первый Дон Кихот

На роль первого в жизни Черкасова Дон Кихота он попал, когда пришёл в Студию молодого балета при Мариинке. Танцовщиков такого роста найти не просто, и специально под него поставили балет Минкуса.

Незамеченной в Петрограде этот спектакль не остался, Черкасову прочили большое балетное будущее, но ему прыгать под музыку молча быстро надоело, и 1923 году он ушёл в институт сценических искусств, после окончания которого в 1926 году поступил в Ленинградский ТЮЗ.

Чаплин, Пат и Паташон

Ещё в институте, желая чуть-чуть заработать, Черкасов, Борис Чирков и Пётр Берёзов поставили эстрадный номер, где соединили великого Чарли Чаплина и известных датских комиков – высоченного Карла Шенстрёма и низенького Харальда Мадсена – выступавших под псевдонимами Пат и Паташон.

Чаплином был Берёзов, Чирков – Паташоном, а Патом, разумеется, Черкасов. Он был, словно кукла на пружинах и шарнирах, у которой все части тела и голова двигались независимо от друг от друга. Номер имел большой успех, Черкасов был в нём королём, а Чирков с Берёзовым очень удачно играли свиту.

Очень рекомендую, найдите в Интернете этот номер – я уверен, что получите большое удовольствие.

Семья

В 1929 году на одном из выступлений Черкасова увидела актриса Нина Вейтбрехт. Потом они случайно встретились на театральной пирушке, где огромный Черкасов был, почему-то, очень смущён и робок, да ещё и, махнув своими ручищами, разбил дорогую хозяйскую люстру.

В тот момент все дружно сошлись на том, что это на счастье, и не ошиблись. Черкасова представили 22-летней Нине, которая к тому времени была замужем.

Они начали встречаться, сначала просто гуляли по городу, ходили в синема, ели мороженое, а потом всё как-то само собой закрутилось, Нина ушла от мужа, они поженились, в 1931-м году у них родилась дочь, в 1939-м – вторая, но она почти сразу умерла, а в 1941-м, когда уже шла война – сын Андрей.

Прослужив три года в ТЮЗе, Черкасов ушёл в драматический театр им. Пушкина. Там актёру с репутацией комика пришлось ломать многие стереотипы. В этом театре он снова играл Дон Кихота, но уже из пьесы Михаила Булгакова.

*

*

Первые роли в кино

Киношники за Черкасова ухватились сразу: при его росте он был очень пластичен, а для немого кино это было настоящей находкой. Первый раз он снялся в кино в 1927-м, сыграв долговязого клоуна в картине Григория Рошаля «Его превосходительство».

Впервые увидев себя на экране, Черкасов пришёл в ужас от своего роста и худобы. В том же году был «Поэт и царь» Владимира Гардина и Евгения Червякова, через год – «Луна слева» Александра Иванова. Черкасова начало раздражать, что в кино используют лишь его внешние данные.

Театрального актёра Черкасова, привыкшего, что сцены в спектакле идут одна за другой, буквально бесило, что в кино снимают, как попало, и ему приходилось играть свадьбу после смерти.

Единственный фильм, в котором ему повезло, и всё снималось так, как было написано в сценарии, был «Депутат Балтики», где Черкасов впервые в жизни играл серьёзную роль.

Однако образ седого русского интеллигента, нелепого старика профессора Дмитрия Полежаева, Черкасов передал при помощи комических красок. Фильм был уже звуковой, и Черкасов просто не узнал себя после озвучки: неужели у него такой противный голос?

*

*

Скрытый комизм был и в других ролях Черкасова. В «Человеке с ружьём» Сергея Юткевича он играл небольшую белого генерала, лихо и смешно удравшего от взбунтовавшихся солдат. В 1936-37 годах вышли два фильма Владимира Вайнштока по романам Жюля Верна «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ».

В первом Черкасов играл положительно смешного учёного Жака Паганеля, чью песенку про отважного капитана распевала вся страна, а во втором – злого пирата Билли Бонса, который тоже был смешной.

Но вот где герой Черкасова царевич Алексей был не смешон, а трагичен и жалок, так это в Петре I Владимира Петрова. В 1937 году Черкасов стал Заслуженным артистом РСФСР, спустя два года – народным и кавалером двух орденов – Ленина и Трудового Красного Знамени.

*

*

«Александр Невский»

Главной ролью Черкасова является, конечно, князь Александр Невский, победивший шведов и ливонцев и спасший русскую землю от Запада.

Когда начиналась работа над «Ледовым побоищем», рисковали и режиссёр, и актер: Эйзенштейн потому, что приглашал комика Черкасова, а Черкасов потому, что Эйзенштейн слыл настоящим диктатором и тираном, актёры были ему нужны как функция, как мебель, и Черкасов опасался, что они просто не сработаются.

Можно как угодно относиться к исторической достоверности князя Александра, сыгранного Черкасовым – настоящий князь не достал бы и до груди Черкасова, но он создал гениальный образ, именно благодаря ему Александр Невский стал культовой исторической фигурой.

На полководческом ордене Александра Невского, учреждённом в годы войны, изображён не настоящий князь, хотя портреты его в летописях сохранились, а актёр Черкасов в роли князя. За «Александра Невского» в 1941 году Черкасов получил свою первую Сталинскую премию I степени.

*

*

Ключевой эпизод картины снимали не в апреле, как было на самом деле, и не на льду Чудского озера, а в жаркий летний день на Потылихе, неподалёку от «Мосфильма».

Для пущей достоверности смальтовый покров посыпали деревянными опилками, нафталином и солью, что и создало иллюзию настоящего снега, а чтобы получить лёд, всё это великолепие полили водой.

Съёмки требовали от актёров больших физических затрат, из-за нафталиновой пыли нечем было дышать, и после каждого дубля всем требовался отдых. «Мосфильм» был рядом, и Черкасова возили туда отдыхать, в чём он был: в гриме, в кольчуге и с мечом.

Однажды бдительный вахтёр из вневедомственной охраны Черкасова не узнал – а кто бы узнал? – и потребовал пропуск, которого у актёра, конечно же, не оказалось. По легенде, Черкасов выхватил огромный меч и заорал:

«Смерд! Пред тобой русский князь Александр Невский! С дороги, или зарублю!» Перепуганный охранник бросился наутёк, и не факт, что не ватерклозет.

*

*

Картина вышла в 1938 году, прошла с огромным успехом, а фраза князя про то, что кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет, стала крылатой.

*

*

«Иван Грозный»

В первые дни войны Черкасов вступил в Ленинградское народное ополчение. По городу он ходил в красноармейской форме, и люди в командирских петлицах первыми отдавали воинское приветствие Александру Невскому. Но воевать Черкасову не пришлось: после смерти десятилетней дочери их с женой эвакуировали в Новосибирск.

Однако когда в 1942 году выпала возможность полететь в Ленинград с концертной бригадой, Черкасов сделал всё возможное, чтобы полететь. На обратном пути они попали под сильный зенитный огонь, пассажиры «Дугласа» уже попрощались с жизнью.

Не унывал лишь Черкасов: он, как мог, развлекал пилотов, шутил по поводу предложенной ему роли царя Ивана Грозного. Черкасов согласился играть в этом фильме лишь потому, что считал, что в условиях войны и эвакуации студий реализовать эту грандиозную затею даже Эйзенштейну не под силу.

Но уже через два месяца на Центральной объединённой студии в Алма-Ате началась подготовка. На съёмках Эйзенштейн был везде и вмешивался во всё.

Он не признавал систему Станиславского, делал царя Ивана посредством резкого ракурса, необычного света, неудобной острой позы актёра, но при этом, как и в «Александре Невском» практически не давал Черкасову играть.

Для того, чтобы 40-летний актёр играл 17-летнего юнца, ставшего царём Иваном IV, а уж потом Грозным, накладывали очень сложный грим, после которого на лице Черкасова даже оставались следы и долго незаживающие раны.

Но, видимо, оно того стоило: фильм понравился зрителю, и Черкасов получил вторую Сталинскую премию I степени. Сталину Черкасов очень нравился, о чём недвусмысленно говорят три Сталинские премии I, одна II и одна III степени.

Премии II и III степеней Черкасов получил за исполнение официозных ролей Александра Попова в одноимённом фильме и Вадима Стасова в «Мусоргском». Видимо, по инициативе Сталина Черкасов стал депутатом Верховного Совета СССР.

*

К сожалению, со временем большой артист превратился в монумент самому себе. В картинах оставшихся на плёнке интервью того времени уже ощущалась некоторая забронзовелость. В «Весне» Черкасов играл сам себя: жестикулировал, как артист, так же слушал собеседника, рассказывал побасенки.

Своего четвёртого и последнего Дон Кихота Черкасов сыграл в 1957 году в одноимённом фильме Григория Козинцева. Во время съёмок он иногда забывался, и обращался к собеседнику: «Послушай, Санчо!».

Фильм номинировался на кинофестивале в Каннах, а Черкасов в 1958 году получил приз как лучший актёр на международном фестивале в Стратфорде.

*

*

В театре им. Пушкина Черкасов играл Маяковского.

А театральный Ленинград обсуждал неоднозначного генерала Хлудова в «Беге» по Булгакову, который был, скорее комичным, как белых генералов привыкли показывать в советском театре и кино, чем трагичным, каким Хлудов и был у Булгакова, а потом в фильме Александра Алова и Владимира Наумова.

*

*

Биография и анкета Черкасова были безупречны, и его легко выпускали за границу на различные фестивали. Однако вдали от Родины Черкасов уставал, и отдыхал только дома в Ленинграде или на даче в Комарово.

Ему подарили бинокль, и он часами сидел на веранде, рассматривая близкий лес и далёкий Финский залив и корабли, стоящие на рейде.

*

*

*

«Всё остаётся людям»

Любимой ролью в кино был академик Фёдор Дронов в спектакле «Всё остаётся людям», поставленном Леонидом Вивьеном в театре и в одноимённой картине Георгия Натансона. Это была повесть о человеке, который неизлечимо болен, и знает, как мало ему осталось жить, и нужно успеть переделать ещё множество дел.

Но этой роли у Черкасова могло и не быть. Он к тому времени не снимался уже больше пяти лет, поэтому приглашение Натансона его очень обрадовало и даже воодушевило. Но после проб худсовет «Ленфильма» Черкасова забраковал: кое-кто заявил, что время его в кино уже вышло. Он узнал об этом, и очень переживал, ведь было ему всего-то 60 лет.

Лишь после вмешательства высокого партийного начальства пробы повторили и его утвердили. Во время съёмок Черкасова уволили из Ленинградского театра им. Пушкина, где он прослужил больше 30-ти лет: он заступился за жену Нину, уволенную по сокращению.

*

*

В начале 60-х у Черкасова обострилась серьёзная болезнь лёгких, он стал медленно и мучительно умирать на руках Нины. В 1965 году Черкасов снялся в своём последнем фильме «Третья молодость», но озвучить роль директора императорских театров Владимира Гедеонова не смог: это сделал Владимир Татосов.

14 сентября 1966 года Николай Черкасов умер в возрасте 63 лет. Перед уходом он часто впадал в забытьё, и последними его словами, обращёнными к жене, были: «Слушай меня, Санчо, внимательно!».

Оцените статью
Любимый актер Сталина изображён на полководческом ордене, учреждённом в годы войны
Константин Степанков. Был уволен за роман со студенткой, с которой прожил почти 50 лет вместе. Путь к славе. Как жил актер?