Леонид Марков: три примера, которые убеждают, что перед нами уникальный актёр недюжинного таланта

Благодаря фактурной внешности, удивительной магии голоса и актёрскому таланту Леонида Маркова не спутаешь ни с кем другим, лишь раз увидев на сцене или в кино.

В 60-80-е гг. он был явлением в театральной жизни Москвы. В. Гафт не скрывал: «В театр ходили на Лёню Маркова». К 95-летию со дня рождения актёра (13 декабря) захотелось понять, в чем уникальность дарования артиста. Поделюсь своими размышлениями.

Немного биографии, или «Как потрясающе быть артистом»

Леонид и Римма Маркова — родные брат и сестра. Они появились на свет в семье театралов. Отец был провинциальным актёром и довольно часто менял сценические площадки. Мать работала гримером и следовала за мужем.

Старшая сестра Римма родилась в Самарской губернии, а Леонид — уже в Северном Казахстане. Разница между ними составляла два года. С детских лет оба вводились в спектакли на роли детей.

Кудрявый и очень хорошенький, лет в пять Леонид сыграл девочку, которая по сценарию должна была умереть. Это было настолько убедительно, что стало очевидно — его судьба предопределена. Римма Маркова на творческой встрече вспоминала: восторженные зрители за кулисами дарили детям-актёрам цветы, игрушки и сладости. Обоим казалось: «Как потрясающе быть артистами

В Вологде брат и сестра поступили в студию при местном драматическом театре. Им повезло: Лия Ротбаум разглядела талант обоих и решила показать их в Москве. Римму и Леонида в 1947-м приняли в «Ленком». Театральная карьера младшего брата с самого начала складывалась более успешно. Его активно вводили в репертуар и постепенно стали доверять главные роли.

Через 13 лет Леонид Марков уйдет к Борису Равенских в Театр им. Пушкина, а в 1966-м — к Ю. Завадскому в Театр им. Моссовета, где по-настоящему раскроется его актёрский талант. Знаменитая марковская пауза до сих пор интригует зрителей фильмов-спектаклей и его коллег.

Но у Леонида Маркова и более 80 ролей в кино. Помимо фильмов-спектаклей узнаваемость ему принесли:

✔»Русское поле» (1971), Авдей Угрюмов;

✔» Красное и черное» ( 1976)», господин де Реналь;

✔ «И это все о нем» (1977), Петр Гасилов;

✔ «Мой ласковый и нежный зверь», (1978), Урбенин;

✔ «Гараж» (1979), профессор Смирновский, отец Марины;

✔ «Змеелов» (1985), Петр Котов и др.

Однако коллеги признают: в кино Марков так и не сыграл ролей, где мог бы по-настоящему раскрыть свой талант.

Факт первый: актёр достоинства

Есть две кинороли, которые не достались Леониду Маркову, но могли бы стать знаковыми в его биографии. Обе сыграл Алексей Петренко. В 81-м на экраны вышла «Агония» Элема Климова, где на образ Григория Распутина пробовался Леонид Марков.

Но режиссер отдал предпочтение Петренко, который, по его мнению, идеально подходил персонажу внешне. Когда съемки подходили к концу, Климов решил обратиться к Леониду Маркову, чтобы тот озвучил образ Распутина. Завораживающий тембр актёра врезался ему в память.

Постеснявшись позвонить самому Маркову, режиссер решил действовать через сестру. Та буквально захлебнулась от возмущения. Как! Не дать сыграть роль, но попросить актёра озвучивать чужую работу! Встретив такую реакцию, Климов не решился беспокоить самого Маркова. Когда же Леонид Васильевич узнал о разговоре режиссера с сестрой, то очень сожалел:

Римма, зачем ты? Я бы сыграл!

Для него никогда не была важна популярность, имя в титрах, поклонники или другие внешние атрибуты успеха. Важнее было сыграть, вжиться в образ и донести его до зрителя. В профессиональной среде артисты между собой различают «актеров актёрычей», для которых внешняя составляющая важней всего остального, и «актёров достоинства», истинных художников. Марков всегда принадлежал ко вторым.

В 1977-м Динара Асанова снимала «Беду», где пыталась показать разрушение личности мужчины-алкоголика. В фильме также снялся А. Петренко. Но, на мой взгляд, эта роль подходила и Леониду Маркову, потому что алкоголь в его жизни тоже присутствовал.

Актер был не в ладах с внешним миром, не умея выстраивать взаимоотношения, просить чего-то для себя или добиваться ролей. Олег Янковский, партнер по фильму «Мой ласковый и нежный зверь», в интервью передал горькие слова Леонида Васильевича:

Всю жизнь мечтал Протасова сыграть… Наконец пробил, добился. А сил-то нет!

Роль 40-летнего героя Л. Толстого («Живой труп») Марков получил в 54 года.

Факт второй: ощущение добра и зла в одном лице

Слова о том, что ни в одном актёре нет такого единого начала соединения добра и зла, как в Маркове, принадлежат Роману Виктюку. На мой взгляд, лучше всего это проявилось в образе Порфирия Петровича («Петербургские сновидения»). Спектакль по мотивам «Преступления и наказания» Ф. Достоевского в 1969-м поставил Ю. Завадский. Партнером Маркова был Геннадий Бортников в роли Родиона Раскольникова.

Казалось бы, Порфирий Петрович стремится распутать дело и установить объективную истину. Ради этого он делает все, чтобы разоблачить Раскольникова. Однако что-то трагическое в его собственной судьбе заставляет доводить Раскольникова до нестерпимых мучений. Словно садист, Порфирий Петрович испытывает удовольствие от созерцания мук главного героя.

При этом весь трагизм персонажа раскрывается перед зрителями не сразу, а лишь в последней встрече с Раскольниковым. Сбросив с себя эту маску надменного превосходства, Порфирий Петрович вдруг доверительно наклоняется к подозреваемому:

Кто я? Я человек поконченный.

В год постановки спектакля Лев Кулиджанов создает фильм «Преступление и наказание», где снимаются Георгий Тараторкин (Раскольников) и Иннокентий Смоктуновский в роли Порфирия Петровича. Последний после съемок пришел в театр. им. Моссовета посмотреть на работу Л. Маркова. И признал, что его коллега создал более интересный и яркий образ.

Факт третий: поиск любви

Всю жизнь Леонид Марков искал любовь. У него было много увлечений и четыре официальных брака, но лишь с последней супругой он обрел стабильность и покой. Большой, красивый мужчина с мощным голосом, как выяснилось, обладал очень нежной душой. Римма Маркова вспоминала:

Леня впервые влюбился в нашу сокурсницу и, когда увидел, что к ней подошел какой-то парень, упал в обморок — такой был чувствительный.

С Еленой, инженером ТВ, Леонид познакомился во время съемок телеспектакля. Ей 27, ему 42. Но девушка по-настоящему влюбилась. Этому браку суждено было просуществовать 20 лет, до самой кончины актёра. К сожалению, ни одна из женщин не подарила Маркову детей и не смогла удержать от алкоголя.

Роман Виктюк в 1977-м ставил в театре «Царскую охоту» и предложил Леониду Васильевичу роль графа Орлова. Самозванку сыграла Маргарита Терехова. Режиссер сразу почувствовал, что всех троих объединяет одно: они жили любовью и искали ее в жизни.

Одержимую, со страстями и переживаниями. И не найдя, оставались невыразимо одинокими. Но это желание испытать настоящие чувства сделало спектакль подлинным шедевром.

В документальном фильме памяти Леонида Маркова Роман Виктюк обратился к актеру:

Ты жил любовью… Только с Ритой ты сыграл то, чего не было в жизни!

Убеждена, Леонид Марков останется в истории театра и кино как один из самых ярких представителей последней волны того величайшего творческого подъема, который мы наблюдали в советском искусстве. В нем органично соединились три важнейших вещи: служение искусству, умение ощущать в одном человеке добро и зло, безудержное стремление к любви.

Леонид Марков ушел из жизни в марте 1991 года, сгорев от онкологии и испытав те же муки, что и его герой из фильма «Змеелов».

Оцените статью
Леонид Марков: три примера, которые убеждают, что перед нами уникальный актёр недюжинного таланта
Какую тайну скрывает горностай на картине Леонардо да Винчи?