Она была младше на тридцать один год, и у Штрауса не хватало терпения. Он мечтал немедленно сделать Адель своей женой, но ему мешали австрийские законы. Разведённые люди не имели права вступать в брак повторно.
Считалось, что они соединены до самого последнего дня. Вот если бы жена Штрауса уже покинула этот мир… Но этого не происходило. «Есть только один вариант, — нашептывали королю вальсов, — и это лазейка для самых богатых».
Король вальсов, Иоганн Штраус, на тот момент был женат дважды: сначала он заключил союз с оперной певицей Джетти Трефтц, многодетной матерью, которая была старше композитора на семь лет.
Но зато Джетти оказалась великолепным импресарио, менеджером, советчиком и просто незаменимой женщиной! Именно при ней карьера Штрауса особенно пошла в гору. Эта ловкая умная женщина умела направлять Иоганна в нужное русло.
Конечно, он был гениален. Конечно, он писал музыку, которая моментально становилась востребованной. Но Джетти добивалась концертов, встреч с нужными людьми… Шестнадцать лет совместной жизни пролетели, как один миг. К несчастью для «короля», его деловитая супруга скончалась в 1878 году.
«На него нашло помутнение, — говорили знакомые композитора, — а чем ещё это можно объяснить?»
У помутнения было имя – Ангелика Дитрих. С ней Иоганн был знаком и раньше, но после смерти жены решил, что именно эта женщина предназначена ему. Двадцать пять лет разницы не смущали его, ведь Ангелика была так миловидна!
Все диву давались, как поспешно принимались решения. Прошло полтора месяца после смерти Джетти, как Иоганн пошёл под венец. Ни малейшего соблюдения условностей…
За скоропалительные решения, как правило, приходится платить. Вот и Штраус очень быстро понял, что любимая – та ещё особа. Она была капризной, дерзкой, ни во что не ставила великого композитора и интересовалась только деньгами и нарядами.
Её роскошные длинные волосы (она уверяла, что даже императрица Елизавета Баварская не может похвастать такими!) требовали бриллиантовых гребней.
Супруги ссорились. Бедняга Штраус понял, что совершил ошибку уже на пятый день после женитьбы. А потом дела пошли совсем плохо. Лили – так называли Ангелику дома – решила, что с Иоганном ей не по пути.
Она упорхнула к директору театра Штайнеру. Затем подала документы на развод. И вот в 1882 году Лили и Иоганн стали друг для друга посторонними людьми.
Но в Австрии девятнадцатого века развод не был конечной точкой в отношениях между супругами. После этого ни один из них не мог вступить в брак. Считалось, что связь оборвется только после смерти одного из супругов! Таким образом, Иоганн Штраус был обречен навеки жить в одиночестве…
Однако в его планы это не входило. Он встретил молодую женщину, которая была младше его на тридцать один год. И звали её… Адель Штраус! Да, она носила ту же фамилию, что и композитор. На самом деле, это была фамилия супруга, за которого её выдали в очень раннем возрасте.
Торговец Штраус, однофамилец Иоганна, ушёл в мир иной и оставил Адель с маленьким ребёнком и долгами. И эта женщина поразила воображение композитора.
Они прогуливались по Рингштрассе, на глазах у изумлённой публики. Как, новая девушка? Адель смущённо опускала глаза. Знаки внимания принимала неохотно, а потом сообщила композитору, что она из хорошей семьи. И не сможет быть его возлюбленной без брака. Тогда Иоганн понимающей кивнул и упал на одно колено.
Женюсь, женюсь
Какие могут быть игрушки?
И буду счастлив я вполне
Hо вы, но вы
Мои вчерашние подружки
Мои вчерашние подружки
Напрасно плачете по мне…
Препятствие было серьёзным: церковь. Ни в одном австрийском соборе эту пару бы не обвенчали. А ведь Штраус являлся почётным гражданином города Вены, и он был обласкан властью…
— Есть лазейка, — однажды нашептали ему, — но для самых богатых.
Эту лазейку охотно предоставлял герцог Эрнст Саксен-Кобург-Готский. Он был старшим братом знаменитого принца Альберта, который женился на королеве Англии. К слову, Эрнста тоже рассматривали в качестве жениха для королевы, и он даже приезжал к ней знакомиться в 1840 году, но Виктория выбрала Альберта.
Герцогство его не слишком-то процветало. Кроме того, Эрнст в своих владениях был не только сюзереном, но и главой протестантской церкви. Так что Штраусу оставалось лишь заплатить кругленькую сумму за хлопоты, поменять гражданство с австрийского на кобургское, и еще поменять веру. То есть, стать протестантом.
Он нервно подсчитывал убытки. Во сколько это всё могло ему обойтись? В конечном счёте, Штраус решил, что любовь важнее. Да и он был человеком весьма состоятельным. Но на всё требовалось время – бумаги оформляли в девятнадцатом веке намного медленнее, чем теперь.
«Чего не сделаешь для любимой женщины, — писал Иоганн из Кобурга в Вену. – Я избрал здесь для себя место постоянной резиденции и стал подданным Кобурга. Мне подпишут несколько формуляров и всё будет готово… Присылаю тебе миллион поцелуев».
И вот в назначенный час Адель засобиралась в путь. 15 августа 1887 года подданный герцога Эрнста смог жениться на Адели Штраус. Новобрачные сияли от радости.
«Ты свела меня с ума от счастья», — писал Иоганн – жене, когда ему случалось уехать по делам.
*
Знакомые не узнавали его – он расцвёл! Словно переживал свою вторую молодость! Адель, третья жена, сделала короля вальсов совершенно счастливым. Друзья композитора, поначалу с сомнением отнёсшиеся к этому браку, радушно приняли «королеву» в свой круг. Этот прекрасный союз продлился до самой смерти композитора в 1899 году.
Осудили его в Вене? Можно сказать, что нет. Многие поняли порыв немолодого человека. 3 июня, спустя короткое время после известия о кончине Штрауса, вся Вена буквально рыдала от горя. В Народном саду тогда давали концерт.
Повисла пауза. А потом дирижер взмахнул палочкой и заиграло вступление к вальсу «Голубой Дунай». Женщины доставали платки, мужчины снимали шляпы.
Адель пережила мужа на тридцать один год. Она многое сделала для увековечивания его памяти. По счастью для нее, Штраус оставил ее богатой вдовой, и она ни в чем не нуждалась. Благодаря Адели, в Вене появился музей Штрауса. Она передала туда бесценные личные вещи великого композитора и нежные письма, адресованные ей.