Кудесник советского кино Георгий Милляр. Французская кровь, роскошь, огромное наследство, а потом бедная старость

Этот советский актёр родился в далёком 1903 году у очень достойных родителей. Отец – известный французский архитектор Франц де Мильё, который прибыл в России по личном поручению императора Николая Второго. На родине он был известен как автор сложных сооружений в гористом районе юго-востока Франции, где по его проектам были построены грандиозные для своего времени дорожные мосты через горные ущелья и реки.

В России ему предстояло проектирование и строительство двух важных мостов для транссибирской железной дороги недалеко от озера Байкал.

На одном из приемов у иркутского генерал-губернатора он познакомился с 18-летней дочерью богатого купца и золотопромышленника Георгия Журавлева, которую звали Елизаветой, и у них закрутился роман.

В 1902 году, через год после знакомства они сыграли в Москве роскошную свадьбу, а еще через год, в октябре 1903 года, у них родился сын, которого в честь уважаемого дедушки назвали Георгием.

Когда Гоше исполнилось два года отец-француз заболел чахоткой, и по рекомендации врачей молодое семейство перебралось жить сначала в Минеральные Воды, а чуть позже в Геленджик. Франц был родом из Марселя, и говорил, что все свои болячки и болезни с детства всегда лечил только морем.

Но видно, Чёрное море оказалось не таким лечебным, как Средиземное, потому что через три месяца на море его болезнь обострилась, и вскоре он скончался. Маленькому Георгию в ту пору было три года.

Франц де Мильё был небедным человеком. Не считая богатого имения во Франции, в российском банке на его счету лежала крупная сумма золотом, которую он получил из царской казны за отстроенные мосты.

А мама Георгия, в свою очередь, была единственной наследницей огромной золотопромышленной империи отца, имеющего в те годы миллионное состояние в царских рублях.

Поэтому детство и юность единственного будущего наследника всех этих богатств проходили не просто в роскоши, а в небывалом даже для царских детей достатке.

У мальчика было два десятка разных гувернёров и гувернанток и еще свой штат учителей. В специально отстроенном особняке были оборудованы отдельные классные комнаты по каждому предмету. Химические и физические кабинеты был оснащены самым современным учебным оборудованием. Была своя обсерватория с мощным телескопом, богатая библиотека, просторная художественная галерея, в которой с мальчиком занимались живописью и лепкой.

А еще танцевальная студия с балетным станком и даже свой домашний театр со сценой, занавесом и небольшим зрительным залом. По сути, это была отлично оснащенная школа-гимназия, созданная только для одного Георгия.

В том домашнем театре с ним занималась актёрским мастерством его двоюродная тётка – профессиональная актриса, которая ради этих занятий оставила театральную сцену и перебралась жить в особняк к семье мальчика. Возможно, что именно она привила Георгию любовь к театру, которая позже и стала его профессией.

Всё рухнуло после революции и прихода к власти большевиков. У семьи Журавлевых было конфисковано абсолютно всё: заводы и прииски, особняки и дачи, банковские счета и даже все личные украшения матери, а дедушка был расстрелян в первые же дни советской власти. После такой экспроприации 15-летний сын с мамой остались совершенно без средств. Мало того — им пришлось некоторое время скрываться в старом деревенском доме у родственников одного из бывших гувернёров Георгия.

Чтобы как-то жить дальше матери и юноше пришлось сменить не только фамилию, но и свои биографии. Блестящее образование и подготовка в детстве помогли юноше без труда получить школьный аттестат с отличными оценками и по протекции всё той же тёти-актрисы Георгий был принят в пролетарский театр на должность бутафора с постоянным жалованием.

Однажды внезапно заболела молодая актриса, которая играла в детском спектакле Золушку, а зрительный зал был уже набит битком. Директор театра был в состоянии паники, и тут вдруг Георгий переоделся в платье Золушки и отыграл весь спектакль так, что в зале никто не заметил подмены.

Этот случай стало началом его актёрской карьеры. Теперь директор знал, что Георгий в случае необходимости сможет сыграть любую роль, будь то девушка или дедушка, поэтому очень скоро он стал ведущим актёром театра.

В кино Георгий попал сравнительно поздно, почти в 30-летнем возрасте. Он неплохо сыграл несколько драматических киноролей, но главный триумф на экране ожидал его после знакомства с известным режиссёром-сказочником Александром Роу.

После первой же роли в сказке «По щучьему велению», которая вышла на киноэкраны в 1938 году, Роу был покорен талантом Георгия Милляра. В тот раз он сыграл царя Гороха, но по-настоящему звездной ролью для актёра стала его Баба-Яга.

А до этого был не менее шедевральный Кащей Бессмертный, который вместе с образом Бабы-Яги стали непревзойдёнными эталонами киновоплощения этих знаменитых персонажей русских народных сказок.

Личная жизнь актёра складывалась необычно. Он всю жизнь прожил со своей матерью в одной небольшой комнате московской коммунальной квартиры. Многие коллеги думали о его нетрадиционной ориентации, хотя в те годы это было необычным явлением. Но на самом деле он был самым обычным мужчиной, который ещё в молодости жестоко «обжёгся» несчастной любовью.

В 21-летнем возрасте Георгий влюбился в свою коллегу актрису. Молодые люди собирались оформить отношения и завести потомство. Но однажды на приёме у очень известного и авторитетного врача Георгий узнал, что он никогда не сможет иметь детей.

Такая новость его ошеломила, и он даже решил пока отложить свою свадьбу, чтобы всё осознать и взвесить. Но когда невеста объявила ему о своей беременности и поторопила с походом в ЗАГС, то он, наоборот, разорвал с ней все отношения. Расставание было очень болезненным, и с тех пор романов с женщинами он больше не заводил.

В 1968 году умерла его мать. Георгию Францевичу на тот момент было 65 лет. Он уже получал пенсию и периодически продолжал сниматься в кино. Похоронив мать, актёр вдруг понял, что совсем не готов к самостоятельной жизни. В последние годы к ним домой приходила одинокая 59-летняя соседка Мария Васильевна.

Она дружила с его матерью и помогала ей по хозяйству. У Георгия с ней тоже давно завязались добрые отношения, и он впервые в своей жизни сделал предложение руки и сердца. А она согласилась.

Его старый друг Александр Артурович Роу прямо на съёмках фильма «Варвара-краса, длинная коса» организовал для них настоящее свадебное торжество с друзьями, подарками и вкусным застольем. А через несколько лет, пользуясь своими связями в минкульте, он добился, чтобы «молодожёнам» выделили отдельную квартиру. Лишь в преклонном возрасте, прожив всю жизнь в двенадцатиметровой комнате, Георгий Милляр переехал жить в отдельную двухкомнатную квартиру. В прошлом юноша, для которого был построен огромный особняк с десятками комнат и прислугой, радовался этой двухкомнатной хрущёвке как ребёнок!

Вскоре не стало Александра Роу. Это был тяжелый удар для Милляра. Он перестал ездить на киностудию, как бывало почти каждый день раньше, всё больше сидел дома и лишь изредка выезжал на «Мосфильм», когда звонили и приглашали на конкретные съёмки или озвучку в студию звукозаписи. Самобытным голосом Георгия Францевича говорят около сотни различных киногероев и мультперсонажей.

Пенсия заслуженного артиста была небольшой, жена тоже получала маленькую пенсию, поэтому в конце 80-х они откровенно бедствовали. Немного помогла взрослая дочь Марии Васильевны, но у неё самой был небольшой доход и своя семья.

После смерти Роу прошло еще 15 лет, когда Милляру вдруг позвонили из министерства культуры и сообщили, что подписан указ о присвоении ему звания «Народного артиста РСФСР». Это серьёзно повысило ему пенсию, но актёру шёл уже девятый десяток лет, и он так и не успел толком ей воспользоваться.

Георгий Францевич Милляр скончался в 1993 году, не дожив до своего 90-летнего юбилея три месяца. Артиста похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.

Источник

Оцените статью
Кудесник советского кино Георгий Милляр. Французская кровь, роскошь, огромное наследство, а потом бедная старость
Куда пропал актёр, исполнившей роль Кеши Четвергова в легендарной комедии «Усатый нянь». Жизнь и судьба Сергея Проханова