Крепостной театр – не гарем

«Крепостной театр – не гарем!» рассуждал граф Петр Борисович Шереметев. Решив создать в своем Кусково театр, который был бы не просто развлечением богача, но сравнялся бы с европейскими труппами, он подходил ко всем вопросам очень тщательно и разборчиво. Средств не жалел, но и требовал многого.

Увлечение графа театром не было легкомысленным капризом. В своих путешествиях Шереметев влюбился в оперу и балет и твердо решил, что в Российской империи есть таланты не хуже, только им нужно достойное обучение, оправа для драгоценностей, если так можно сказать.

Быть может потому так и повелось, что в театре Шереметевых ведущим актрисам и актерам давали псевдонимы, созвучные с названиями драгоценных камней – Изумрудова, Агатова, Жемчугова.

Сын графа, Николай Петрович полностью разделял увлечение отца. Он и сам учился пению, но кроме того театр стал для него делом жизни. С энтузиазмом он заботился о постановках, декорациях, наблюдал за репетициями.

Актеров и актрис для театра Шереметевы искали среди своих крепостных. Во всех именьях управляющим даны были инструкции обращать внимание на детей и молодых людей в ком заметен будет талант и чья внешность будет подходящей для сцены. Детей не забирали от родителей, наоборот, переселяли вместе с семьей в Кусково или Останкино.

Шереметевы справедливо рассуждали, что для того, чтобы исполнять арии на итальянском, французском и немецком, надобно понимать о чем поешь, а так же овладеть не только манерой пения, но и произношением.

С актерами и актрисами занимались учителя, лучшие учителя иностранных языков. А так же манерам, грамоте, сценической речи и многому другому. Крепостные овладевали науками наравне с наследниками княжеских титулов и фамилий.

Заводить какие-либо отношения девушкам-актрисам было строго настрого запрещено. Они жили в отдельном флигеле, где комендантша пристально следила за каждой. Обстановка в комнатах была простой, кровать, сундук, да музыкальные инструменты. Времени прохлаждаться после репетиций и уроков почти не оставалось.

К «театральным» даже хозяева обращались на «Вы», видя в них не предмет или собственность, но уважая талант и Божью искру. Более того, ведущие актеры и актрисы, певицы, танцовщицы, художники и так далее, получали оплату за свою работу, а также их обеспечивали достойной одеждой и обувью.

Существовала строгая иерархия, в зависимости от того, на каких ролях существовал артист – примы получали большие оклады и лучшие платья.

Самой высокооплачиваемой актрисой театра Шереметевых была Параша Жемчугова, возлюбленная Николая Петровича, крепостная, на которой женился граф. До этого у него был роман с певицей Анной Изумрудовой. Когда роман сошел на нет, та получила вольную и вышла замуж за уважаемого врача.

Да, крепостной театр не гарем, но все же ни для кого не секрет, что среди изящных красавиц, нимф с нежными голосами, в атмосфере театрального волшебства, не сложно увлечься.

В шереметевском театре «романы» барина были довольно продолжительны, он выбирал одну и долгое время был ей предан. Пока не встретил Прасковью Жемчугову… Среди иных «театралов» выбор актрисы на ночь был делом вполне привычным.

Когда Николай Петрович распустил труппу, а это произошло так как он практически потерял интерес к театру, Прасковья Жемчугова болела и не могла петь, а без нее ничто было не мило, все ведущие артисты получили вольную. Девушкам было дано и приданое.

Кто-то вышел замуж, а другие поехали пытать счастье на сценах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Были и те, кто сумел открыть собственное дело, так щедр был граф.

Оцените статью
Крепостной театр – не гарем
Вера Комиссаржевская. Жизнь после предательства мужа