«Это скандал! И он думает, что мы будем это все терпеть и молчать? Притащить к нам эту безродную певичку… Он хочет, чтобы мы приняли ее как ровню.
Если бы жива была его матушка, уж она-то не допустила такого позора», — рослая и достаточно грузная графиня даже не пыталась понизить голос, изливая свои мысли сидящей рядом даме. Собеседница согласно кивала головой. Да, появление этой Жемчуговой очень сильно расстроило ее планы, она уже практически видела, как граф ведет под венец ее Агнесс…
Театр Шереметевых
Граф Петр Борисович Шереметев первый в России затеял своей театр. Отстроил здание со сценой, актеров и актрис набрал из крепостных. Пьесы для маленького театра переслал парижский друг, либретто с немецкого и французского переложил Вороблевский.
А с середины 1780-х годов для подбора певцов и танцоров выделили специального человека: ему было поручено отыскивать таланты среди крестьян.
Истинного размаха затея достигла уже после смерти старого графа. Сын его, Николай Шереметев сделал театральные постановки едва ли не главным занятием в своей жизни. Сначала отстроил новое здание в своем имении Кусково, куда стали приглашать вельмож со всей России.
Даже императрица приезжала в гости. Затем, после переезда в Петербург, возвел останкинский театр, где ярче всех звезд блистала сладкоголосая дива – Прасковья Жемчугова.
Прасковья
Родилась Пашенька не в театральной семье, а у кузнеца Ивана Горбунова. И сам кузнец, и вся его семья стали имуществом Петра Шереметева после его женитьбы на Варваре Черкасской – в составе приданого. Семья была большая, у Пашеньки было 4 братьев и сестра.
Братья, вырастая, уходили в кузницу к отцу – помогать старшему, глотать железную пыль и харкать кровью. Сестры помогали матери по хозяйству.
А потом графский дядька услышал, как поет семилетняя девочка, и забрал ее в актерскую труппу. Сколько ни плакала мать, сколько местный староста не жаловался, мол, из семьи кузнеца, да и мелкая еще – кто там слушал крепостных.
В усадьбе маленькую певицу взяла на воспитание княгиня Марфа Михайловна Долгорукая. Обучала музыке, языкам, нотной грамоте. Шереметев для своей труппы приглашал наемных учителей: драматическому искусству Пашенька училась у Елизаветы Сандуловой.
Ей было 12 лет, когда она впервые появилась на сцене – в роли служанки в опере «Опыт дружбы». А к 1971 году, когда в Кусково приехала императрица Екатерина II, она уже была Прасковьей Жемчуговой, и имя это помнили не потому, что граф своих актерок именовал драгоценными камнями.
Голос ее – великолепное меццо-сопрано, нежное, серебряное, поражал до слез. Императрица пришла в восторг и наградила Прасковью алмазным перстнем.
Любовь крепостной
Немного времени прошло с ее дебюта до царского признания, да много случилось. Крепостные актрисы – все равно что гарем для барина. Отказу не будет: потеряет актриса голос, разонравится барину – и назад на конюшню, на кухню, хорошо если замуж за кого выдаст. Спасали Пашеньку слишком юный возраст и болезненность. Она росла девушкой хрупкой, изящной, такие были не в моде.
Потом умер старый граф и театр пришел в запустение. Молодой Шереметев страшно пережевал, пил, и Прасковья, помня, что внимания молодого повесы не привлекает, направилась просить.
— Э-э-э.. милостивая государыня, не ждал вашего визита, – пьяный Николай даже не понял, кто перед ним: решил, что кто-то из московских знакомых без предупреждения заявился.
— Я прошу прощения за несвоевременный визит.
— Ну что вы. Я рад… я рад, что вы нашли время. Но прошу прощения за свой вид.
— Я здесь ради дружбы. С надеждой, что мой визит развеет вашу печаль.
Говорила гостья на прекрасном французском, вела себя как воспитанная юная барышня. А когда запела – Николай обо всем забыл. Сердце как кулаком стиснуло, вся боль словно выплеснулась. А милая гостья все слушала и слушала, а потом снова пела…
Утром Николай все пытался вспомнить, кто же к нему приходил, почему не может вспомнить среди знакомых девушку с золотым голосом. Пока слуга не подсказал.
— Да нет, барин не было никого из Москвы. Ряженая ваша приходила. Жемчугова.
Переезд в Санкт-Петербург
В 1797 году Шереметев получит звание обор-гофмаршала. Жить в Кусково он больше не мог. Так что граф взял с собой лучшую часть труппы и деньги на постройку нового театра и отбыл в Санкт-Петербург. С ним в столицу отправилась и невенчанная жена – Прасковья Жемчугова.
Барскую «пташку» в обществе не признали. Возмущению двора не было предела. И ладно бы граф просто жил со своей крепостной, так он ее пытался продвинут в обществе.
Светские мамаши, которые и сами мечтали выдать своих дочурок за видного жениха Шереметева, не могли это так просто оставить. А вот император Павел I ей благоволил: поведением графа возмущались сторонники его умершей матери и Павел, в пику им, поддерживал Шереметева.
Беды на этом не закончились. В холодном и сыром климате у Жемчуговой обострился туберкулез, она потеряла голос. На сцену могла выходить только изредка. Публика приветствовала ее стоя, на спектакли, где выступала дива, рвалась вся знать. Но ни уважения, ни счастья это не приносило.
Женитьба
Шереметев решил: «Женюсь только на ней». Дал вольную всей семье, наградил деньгами. 2 года выпрашивал разрешения государя на брак. А чтобы умилостивить общественное мнение, фальсифицировал документы. Якобы, Прасковья не крепостная, а из семьи польского шляхтича. Но разрешения все не было.
Отчаявшись, Шереметев решил уехать за границу и там обвенчаться. Но этого уже православная церковь допустить не могла. В 1801 году митрополит Платон благословил молодых, а там и разрешение, правда уже от другого государя – Александра I, подоспело.
Смерть
В законном браке Шереметевы прожили всего два года. Климат Северной Пальмиры решительно не подходил женщине. В 1803 году она родила сына и спустя 3 недели после родов умерла. Граф на коленях умолял Александра I признать их сына законнорожденным, и император дал согласие.
В память о жене Шереметев достроил больницу, строительство которой было начато по ее желанию. Поставил в имении часовенку, где они любили гулять. Он так больше и не женился и даже сына не успел воспитать: умер через шесть лет.