«— Не забудь бальную книжку» — наставляла мать свою дочку. Это ведь один из первых её балов и юная девушка, от волнения, вполне могла забыть некие правила поведения, кои бы сильно отразились на её репутации. Светская жизнь такова, что даже случайный взмах веером могли истрактовать иначе.
Для молодых дам на балу приличны были три цвета: белый, розовой и голубой — цвета юности и свежести. Лиловый, тёмные и другие цвета отдавали дамам в почтенном возрасте. Особое внимание при сборе на бал уделялось нижнему платью, которое могло случайно проглядываться из-под верхнего одеяния.
Старое, грязное и мятое нижнее платье могло совершено испортить весь образ, несмотря на всё великолепие основного наряда.
Основной наряд шили из лёгкой ткани — крепа или тюля. Допускалась и другая полупрозрачная ткань, а вот бархата или толстой шёлковой ткани избегали. По крайней мере, юная леди смотрелась бы в таком платье не по возрасту.
Платье надевали заранее, отутюженное и с перешпиленными вновь бантиками. После — уделяли внимание прическе. Волосы знатной юной леди должны были быть чистыми, блестящими без резкого аромата парфюма. К тёмным волосам, считалось, что подходит идеально гладкий пучок, а к светлым допускался совсем небольшой беспорядок и пару выбившихся прядей, особенно, если волосы волнистые.
Дело в том, что тёмные волосы на контрасте с белоснежным лицом выдавали малейшую погрешность, в то время как светлые волосы были не такими контрастными, и небольшой беспорядок на голове не сильно привлекал внимание. Так же считали, что гладкая прическа придаёт образу большего изящества и утонченности, особенно, если причёска украшена цветком.
Чаще всего цветы в прическу и на платье были искусственные. Искусно и тонко сделанные цветы можно было носить весь год, в то время как дешёвые искусственные цветы хватило бы на один раз. Был даже совет, что надевая белое платье в первый раз лучше употребить белые цветы, а надевая такое же платье второй раз, лучше использовать более яркие цветы.
На контрасте с яркими цветами, платье, уже потемневшее от пыли, будет казаться белее и новее. А вот свежие цветы вполне можно было взять с собой в букетик для милого вида.
Теперь дело за малым — перчатки и башмачки. Перчатки на балах всегда должны были быть белого цвета из лакированной лайки, а туфельки — атласные. Лишь на небольших балах и званых вечерах допускались чёрные перчатки.
Так же допускались веера. На какое-то время веер вышел из моды, но в XIX веке стали снова использоваться для украшения. Отныне веер не использовали для негласных сигналов кавалерам. Остальные детали туалета менялись в зависимости от моды, лишь одно оставалось неизменным — изящная простота.
Любой бал всегда был ответственным мероприятием, и следовало ответственно относиться к каждому элементу туалета, дабы выглядеть порядочно, иначе вполне можно было стать главной героиней сплетен на следующий день. Даже случайно высунувшийся шнурок мог причинить немалую приятность девушке на балу. Педанты, не иначе.
Любое украшение должно было соответствовать статусу особы и мероприятию. Нитка жемчуга или брошка только бы украсили образ, однако поддельные драгоценности напротив выставят на посмешище, показав, что юной леди принесло бы большое удовольствие и тщеславие обладать такими сокровищами.
Юная дама всегда являлась на бал в платье с коротенькими рукавами и открытой шеей. Если же на плечах была шаль, для тепла, то её снимали во время танца. В руке можно было держать только лишь веер.
Любой бал был затратным удовольствием, ведь бальное платье создавалось лишь на 1-2 бала, да и только. Для многих юных девушек бал был прекрасной возможностью познакомиться во время танца с кавалерами и, возможно, с будущим женихом. Однако нежелательным аристократам всё же следовало давать отказ почтительно, а не надменно.
К тому же, в XVIII-XIX веке были распространены бальные книжки. Бальные книжки представляли собой небольшой блокнотик, но иногда изготавливался из слоновой кости. Книжки отличались по дороговизне: обычные и с кожаным переплётом, серебряные или позолотой.
Юные дамы записывали в книжках номер танца и имя своего кавалера. Бальные книжки можно было носить на запястье или прикрепить к платью.
Танец с неким кавалером более двух раз вызывал в светском обществе пересуды. Так было не принято. Особенно, если после бала кавалер никак не выказывал серьезных намерений по отношению к юной даме.
Бал был волнительным мероприятием для любой девушки, которая только-только входила в петербургское общество. Однако, к балу все готовились заранее, ведь от оплошности не спас бы даже титул.