Костюм для Дамы Треф

«Лучше тебе взять светлый шелк, а рукава оторочить мехом» — великий князь Сергей Александрович сам разрабатывал костюм для супруги.

Кто из нас не любовался прекрасными дамами из старой колоды «Русский стиль». Такая была, кажется, в каждом доме, хотя мало кто знал, что прототипами для нарядных дам, красивых валетов и величественных королей стали герои костюмированного исторического бала в честь 300-летия дома Романовых.

Но самой красивой, самой загадочной была Дама Треф. Дедушка как-то интересно называл ее, выделяя из других карт, но я уже не вспомню как, а спросить не могу. Помню только, что она была особенная.

Дамой Треф стала сестра императрицы Александры Федоровны и супруга дяди императора, великая княгиня Елизавета Федоровна.

Немецкая принцесса, выданная замуж за великого князя Сергея Александровича считалась одной из первых красавиц при дворе. Ее муж, тоже красавец, высокий, с благородными чертами лица, сам придумывал наряды для супруги, сам выбирал украшения.

После его трагической смерти великая княгиня продаст все свои драгоценности и построит на эти деньги Марфо-Мариинскую обитель, где будут оказывать помощь раненым и больным.

Маскарадные костюмы для бала тоже продумывал великий князь Сергей Александрович. Он контролировал весь процесс создания, от эскиза в соответствии со стилем и модой старинных нарядов, и утверждения рисунка вышивок, чтобы они совпадали на парных костюмах, до конечного результата.

Эффект был ошеломительный. Русское платье шло великой княгине невероятно и на балу шло негласное соревнование двух признанных красавиц, Елизаветы Федоровны и Зинаиды Юсуповой.

Так вспоминал об этом великий князь Александр Михайлович: «На балу шло соревнование за первенство между Великой Княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой. Сердце мое ныло при виде этих двух «безумных увлечений» моей ранней молодости».

ПЛАТЬЕ

Костюм великой княгини изготовили в мастерской Надежды Ламановой. Он состоял из светло-голубого летника, вышитого золотом. Драгоценный воротник, также вышитый золотом и жемчугами оторочен мехом, как и рукава. Платье представляло собой летник, тип верхней одежды с широкими рукавами.

КОКОШНИК

Но самым замечательным был кокошник, выполненный по типу тех, что носили во Владимирской и Нижегородской губерниях.

В узоре повторяется мотив вышивки с летника. Для украшения использованы камни из личной коллекции Елизаветы Федоровны.

А какая жемчужная «ряска», просто драгоценное кружево!

КОСТЮМ КНЯЗЯ

Сергей Александрович был в костюме князя XVII века. Его бархатный кафтан дополняет роскошное оплечье с воротником стойкой и вышитым золотом двуглавым орлом на груди и широкий пояс.

Шапка оторочена тем же мехом, что и рукава костюма великой княгини.

К сожалению, костюмы Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича не сохранились. Часть костюмов после маскарада была передана в музеи и театры, но судьба этих неизвестна.

В Оружейной Палате Музеев Московского Кремля можно полюбоваться золотым кафтаном императора Николая II, а в Эрмитаже хранится наряд императрицы Александры Федоровны, сарафан Зинаиды Николаевны Юсуповой, платье великой княгини Ксении Александровны и некоторые другие.

Оцените статью
Костюм для Дамы Треф
«Я хочу к маме!»