Кольцо от обидчика

Дело о потере невинности рассматривалось в суде. Казалось, о ее позоре узнала вся Италия. И кружившие вокруг нее сплетни, и пытки, через которые ей пришлось пройти — все это Артемизия пережила с поднятой головой.

Не сломалась, не сдалась, выстояла. Только вот в картинах ее поселилась боль: художница выплескивала на холст всю свою ненависть. Оттого-то сюжеты их — как повесть женской мести всему мужскому роду.

Артемизия родилась в июле 1593 года в Риме. Она была старшей из 6 детей художника Орацио Джентилески и…самой талантливой. Рано потеряв мать, она проводила дни в мастерской отца. Ее склонность к живописи была не только замечена, но и одобрена.

Орацио, не найдя дара у сыновей, поощрял способности дочери: он обеспечил ее всем необходимым и показал все, что знал сам. А еще ввел в мир искусства — водил смотреть на работы других мастеров, знакомил с античными шедеврами.

Лишь гордость отца, его широкие взгляды, его возможности могли сделать из девушки эпохи Возрождения художницу:

«К 1612 году, когда ей еще не было девятнадцати лет, ее отец мог похвастаться ее образцовыми талантами, утверждая, что в профессии художника, которой она занималась в течение трех лет, ей не было равных».

В 1610, Артемизия, которой в тот год исполнялось 17, создала свою первую большую (и известную потомкам) работу. Сюжет был не нов: история Сусанны, отказавшейся удовлетворить желания старцев, и за то ложно обвиненной ими в прелюбодеянии, была описана в Ветхом завете. От гибели девушку спас пророк Даниил, сумевший выявить правду.

Трогательная история об оболганной чистоте была популярна среди художников. Едва прикрытая одеждами красавица и на ее фоне два пожилых мужчины с коварными лицами…Библейский рассказ обернулся для Артемизии страшным пророчеством.

В 1611 году Орацио работал с Агостино Тасси, талантливым художником, имевшим буйный нрав и гневливый характер. Слава за Агостино шла дурная — изрядный мошенник и мот. Однако Джентилески высоко ценил его умения, а потому открыл двери своего дома. Каков же был его ужас, когда он узнал, что воспользовавшись его отсутствием, Тасси принудил Артемизию к близости.

Для девушки, лишенной чести против воли, оставалось не так много вариантов. Один из них — «восстановительный брак», когда мужчина женился на жертве, чтобы покрыть ее позор. Орацио счел это наилучшим вариантом для дочери: он поощрил продолжение связи с Тасси ради замужества, которое скрыло бы «падение» Артемизии.

Между тем, в начале 1612 года выяснилось, что Агостино Тасси…женат. Новость привела Джентилески в бешенство: он отправил пламенную жалобу папе римскому Павлу V, обвинив вероломного коллегу в бесчестии дочери и краже картины.

Судебный процесс был унизителен. Артемизию не раз опрашивали, требуя в деталях описать преступление Тасси. Кроме того, ее подвергали неоднократному осмотру в присутствии нотариуса, закреплявшего показания врачей в протоколе.

Слово женщины против слова мужчины…Чтобы проверить правдивость сделанных Джентилески заявлений, судебные власти приказали подвергнуть Артемизию допросу под пытками, ускорив установление истины. Вариант допроса, избранный для художницы, грозил лишить ее работоспособности: страдали руки. И все же, она не отказалась от своих показаний.

Когда ее пальцы обматывали веревками, она хладнокровно заявила присутствовавшему при этом Тасси:

«Вот кольца, которые Вы мне дали!»

27 ноября 1612 года суд вынес приговор. Агостино Тасси, выплатив штраф, мог выбрать себе наказание: 5 лет заключения или вечное изгнание из Рима. Кажется, результат был вполне очевиден.

И, хотя Артемизия с отцом выиграли процесс, репутация молодой женщины была безнадежно погублена. Пытаясь исправить ситуацию, через два дня после судебного приговора Орацио организовал дочери свадьбу с бедным флорентийским художником Пьерантонио Стиаттеси. Заключив брак, Артемизия последовала за супругом во Флоренцию.

Слухи следовали за ней по пятам, но теперь она была замужней женщиной, что обеспечивало определенную защиту. Кроме того, во Флоренции жил ее дядя, занимавший видное место в обществе: именно он представил художницу Козимо II Медичи. Правитель покровительствовал искусствам: при его дворе Артемизия с легкостью нашла заказчиков.

Судьба, наконец, улыбнулась Артемизии: ее талант был оценен настолько высоко, что ее, первую из женщин, в 1616 году приняли в престижную Академию рисунка.

Слава художницы росла: уехав из Флоренции в 1620, она на несколько лет вернулась обратно в Рим, затем работала в Венеции, потом — в Неаполе и Лондоне. Между тем, ее семейная жизнь так и не сложилась: муж не полюбил ее, несмотря на рождение 5 детей.

Артемизия прожила долгую по меркам времени жизнь: ее не стало в 1656 во время эпидемии чумы в Неаполе.

Оцените статью
Кольцо от обидчика
«Он весь в татуировках», — плакала принцесса