Изумительно красивой и женственной запомнилась нам актриса Нинель Мышкова. Она была настоящей звездой экрана 1950-1960-х годов. Большое число главных ролей в кино принесло ей всесоюзную славу, причём ей восхищались не только наши зрители и кинокритики.
Жерар Филипп, посетивший нашу страну, увидев актрису, назвал её женским совершенством, приглашал в Париж. В Париже Нинель Константиновна окажется спустя 30 лет, но уже по совсем другим причинам…
Нинель Мышкова в юности любила называть себя Евой. Ей казалось,что это имя более загадочно и красиво, нежели ветреное Нинель, больше подходящее для французской шансоньетки. Но Нинель это вовсе не французское имя, а всего-то Ленин наоборот. Это имя дал ей отец, известный советский военный.
И в Щукинском училище её все называли Евой. На первом курсе к ним пришёл молодой педагог-асистент Владимир Этуш, и, спустя время, он буквально в день свадьбы узнал, что его наречённую зовут не Ева, а Нинель. Но этот брак был недолгим. Увлекающаяся красавица влюбилась в композитора Антонио Спадавеккиа и бросила нищего педагога. Уж, конечно, Этуш был ей не пара.
Единственная и любимая дочь генерала артиллерии Константина Романовича Мышкова, живущая в пятикомнатной квартире на Чистых Прудах, подаренной лично Сталиным, с гувернанткой и шофёром, одетая лучше всех студентов вместе взятых, капризная красавица была просто рождена стать звездой.
Её однокурсницы, трудяги, Юлия Борисова и Алла Парфаньяк, выглядели просто деревенскими нищенками рядом с ней.
Антонио Спадавеккиа был автором музыки к картине «За тех, кто в море», в котором Нинель Мышкова дебютировала в кино. У неё там была главная роль, и она была просто прехорошенькая в свои 20 лет. Кстати, в титрах фильма она обозначена как Ева Мышкова.
Нинель очень быстро поняла, что служение в театре, с ежедневными изматывающими репетициями и спектаклями — это не её удел. Её удел — блистать в кино! Но в сталинские послевоенные времена блистать особо-то было негде, ибо фильмов снимали крайне мало.
Следующую роль актриса ждала пять лет. Это была роль Ильмень-царевны в фильме «Садко». И опять же Нинель Мышкова ушла со съёмок с новым мужем. Её избранником стал оператор картины Константин Петриченко, от которого она вскоре родила сына Костю.
Потом опять был почти пятилетний простой, и закончился он опять съёмками в сказке «Илья Муромец», где она сыграла Василису. А после актриса сыграла главную роль в фильме «Марья-искусница». Помните: «Что воля, что — неволя, всё едино».
И вот она вытащила свой настоящий звёздный билет, сыграв главную роль в фильме «Дом в котором я живу». Роль Лиды, в которую влюблены герои М. Ульянова и Е. Матвеева, стала для Мышковой знаковой. Ибо с помощью оператора и режиссёра Л. Кулиджанова нам подарили образ неземной красавицы.
Дальше последовали не менее удачные роли Лиды Волчаниновой в экранизации Чехова «Дом с мезонином» и Немировской в фильме «Человек меняет кожу». В 1961 году актриса снялась у Э. Рязанова в эксцентрической комедии «Человек ниоткуда».
Она там прекрасна и неотразима. Красиво молчит в кадре и передаёт свои чувства на расстоянии. Людмилу Гурченко, играющую с ней в фильме, Мышкова точно затмила своей игрой и красотой.
А какую прекрасную роль она создала в фильме «Никогда», сыграв жену директора судостроительного завода. Её тяжёлые отношения с директором Алексиным, долгие молчания и проходки в кадре великолепны. Евгений Евстигнеев дебютировал в главной роли в этом фильме, фактически сыграв самого себя.
В жизни он был угрюмый молчун. Неудивительно, что героиня Мышковой сбежала от него в родной Питер и стала работать искусствоведом в Эрмитаже.
А как нежна и воздушна Нинель Мышкова в картине «Лёгкая жизнь». Как красиво она вписалась в моссоветовскую компанию мэтров, с Раневской, Марецкой, Пляттом.
А потом наступил период её киевской славы. На киностудии Довженко до сих пор с придыханием вспоминают приезды Мышковой в роскошных шубах, в бриллиантах на белой «Чайке». Именно киностудия Довженко стала её вторым домом.
Она вышла замуж за режиссёра этой студии Виктора Ивченко. Он был старше её на 14 лет, был женат на актрисе Ольге Ножкиной, и у него был сын. Когда он увидел Нинель, то он просто чуть ума не лишился.
Почему-то многие считают, что актриса только во время съёмок в «Гадюке» обрушила свою женскую харизму на бедную голову Виктора Ивченко. Даже была придумана история, что Ивченко снял с роли Светлану Дружинину ради Мышковой. Но до «Гадюки» у актрисы уже было две главные роли в фильмах Ивченко, и их встреча произошла на пробах к картине «Здравствуй, Гнат», где в итоге она и снялась в главной роли.
Семь картин Виктор Ивченко снял с Нинель Мышковой в главных ролях! Но стоит сказать, кроме очень популярного фильма «Гадюка», который получил Государственную Премию, всё остальное их совместное творчество трудно назвать выдающимся. «Десятый шаг», «Путь к сердцу», «Падающий иней», «Софья Глушко», «Серебряный тренер» — картины были второразрядными.
Официально свои отношения Ивченко и Мышкова оформили только после съёмок «Гадюки». Нинель перебралась жить в Киев. Наверно это был самый счастливый период её жизни. Но всё закончилось в 1972 году.
Виктор Ивченко умер от сердечного приступа, когда отсматривал натуру в ростовской области для съёмок их восьмого совместного фильма «Когда человек улыбается». Похоронив мужа, актриса навсегда покинула Киев.
Для Нинель Константиновны смерть мужа стала ударом. Она практически перестала сниматься. Тоска и депрессия охватили её душу. Только четыре роли она сыграла после смерти мужа. Даже сумела вытянуть главную роль в фильме «Лесные качели».
Её партнёром в фильме был О. Ефремов. Он играл директора лагеря. Мышкова играла старшую пионервожатую. Последнюю роль актриса сыграла в 1982 году в фильме «Гонки по-вертикали».
Актриса прекрасно выглядела в свои 50-55 лет. Она весьма удачно сделала две пластические операции ещё в конце 60-х годов. Её приглашали в кино, но она отказывалась. Сил играть не было. А потом пришёл настоящий недуг — болезнь Альцгеймера. Причём далеко не в пожилом возрасте. Прогрессирующая потеря памяти сделала своё чёрное дело.
Сына Костю направили работать во Францию. Он возил туда мать в перестроечные годы, показывал врачам. Но и французские врачи, и наши однозначно отвечали, что помочь ей ничем не могут.
Последние 18 лет жизни бывшая звезда экрана никого не узнавала, жила полностью замкнутой в себе. Её тихая смерть в 2003 году никого не впечатлила. Актрису просто все забыли. Коротенькая заметка с фотографией была опубликована только в «Российской газете», да и то вместо Мышкова написали Машкова.
Тут просто опечатка по Фрейду, говорящая, что время Мышковых ушло, а время Машковых — пришло. Похоронили актрису рядом с родителями на Новодевичьем кладбище.
Очень неоднозначные воспоминания оставили её коллеги и люди, знавшие актрису. Михаил Ульянов, сыгравший с ней в звёздном фильме «Дом в котором я живу», вспоминая о работе с Мышковой вдруг зашёлся настоящей бранью, вспоминая актрису. И это при том, что Михаил Александрович был человек огромной выдержки. Журналистка даже была вынуждена выключить камеру…
Вспоминали, что Нинель Мышковой на съёмках «Гадюки» работа опытного мастера-оператора Алексея Прокопенко пришлась не по душе. Она считала, что Прокопенко специально снимает её не так, не с тех ракурсов, делает её на экране старше. На самом деле проблема заключалась в том, что на тот момент Нинель Мышковой было уже 40 лет.
Но актрисе удалось убедить своего мужа-режиссера, что виноват в её не таком уж юном виде именно оператор. И Алексея Прокопенко уволили.
Сама Нинель Мышкова считала себя моложе всех молодых, эту уверенность супруги режиссера поддерживали все на съемочной площадке. А кто не поддерживал, тот был вынужден покинуть съёмочную группу.
В жизни Нинель Мышкова вела себя как самая настоящая звезда. Сейчас подобное вроде как норма на многих съёмочных площадках. Но во время эпохи коллективизма такой стиль поведения не поощрялся.
Но вся эта закадровая лабуда если и поднимается илом со дна, то осядает, а работы актрисы, которые и по сей день являются любимыми для многих, живы в памяти народной.
Нинель Мышкова была эталоном красоты и совершенства, примером для подражания не одного поколения женщин. Актриса с неповторимым обаянием и отчаянным поиском женского счастья. Актриса-звезда.