Ее бабушка и дедушка были рабами, да и самой Жозефине поначалу была уготована непростая жизнь: на что рассчитывать чернокожей девочке из бедной семьи в Америке начала двадцатого века?
Но получилось так, что еще до середины столетия «черная Венера» прославилась по обе стороны океана, правда, признание и любовь получала только на своей новой родине – первая считала эти родственные связи слишком обременительными, а саму Жозефину – забывшей свое место выскочкой.
Путь от танцев в полуобнаженном виде до кавалера ордена Почетного легиона – каким он был для мадам Бейкер?
Чернокожая девочка, которая умела хорошо танцевать
Фрида Джозефин Макдональд – так на самом деле звали будущую звезду парижских ревю – появилась на свет 3 июня 1906 года в американском Сент-Луисе, Миссури. Мать Кэрри работала прачкой, насчет отца Фриды остаются неясности – предположительно, им был музыкант Эдди Карсон, но, так или иначе, в истории жизни Жозефин он больше никак не проявился.
Девочку и ее младших брата и сестер воспитывал новый муж матери, человек добрый, но вечно безработный. Детство Жозефины прошло в бедности, что, впрочем, было закономерно для чернокожих американцев в начале прошлого века.
Повзрослела Жозефина рано – в 12 бросила школу и нанималась прислугой, официанткой, пробовала себя в уличных танцах – они приносили деньги. В тринадцать она впервые вышла замуж – неудачно и ненадолго, в пятнадцать отправилась в Нью-Йорк и Филадельфию, оставив уже второго мужа.
Яркой, раскованной, улыбчивой чернокожей артистке удавались партии в комедиях и водевилях. Новой страницей в жизни стало участие в больших представлениях-ревю, а еще поездки сначала с гастролями по стране, а потом и за границу – во Францию, в Париж.
Выступала она под именем Жозефины Бейкер – это был не псевдоним, так девушку звали во втором замужестве. Муж, Вилли Бейкер, работал проводником на железной дороге и получил статус бывшего в 1925 году, когда Жозефина уже была знаменитостью.
Она хорошо понимала, чем зацепить и как удержать интерес публики: выступала практически без одежды, в «банановой» юбочке и ожерелье, зажигательно танцевала, а позже, серьезно занимаясь вокалом, начала и петь.
Гражданка Франции, герой Сопротивления, многодетная мать
Благодаря в том числе и Жозефине чарльстон быстро завоевывал любовь молодежи двадцатых, но кроме него в свои выступления артистка включала и элементы многих других, в том числе еще не получивших название танцев. Для пущего эффекта Жозефина выступала с гепардом по имени Чикита.
Париж был в восторге, в нескольких других европейских столицах выступления Жозефины Бейкер были запрещены как чрезмерно откровенные. Ее звали «черной Венерой» и наперебой приглашали на разные вечеринки; с ней обожал беседовать Хэмингуэй, ее изображал на своих рисунках Пикассо. Но – в Париже, не на родине: Америка к успеху Бейкер отнеслась куда холоднее.
Шоу Бейкер в США больше не имели успеха, и она возвращалась в Париж; оставив попытки наладить отношения со своей страной, в 1937 году Жозефина Бейкер получила французское гражданство, выйдя замуж за предпринимателя Жана Лиона.
Началась Вторая мировая – Бейкер выступала с концертами перед частями французской армии в Европе и в Северной Африке, но этим свой вклад в победу не ограничила: артистка работала в разведке – пользуясь своим статусом французской звезды и получая сведения от немцев. По окончании войны Жозефина Бейкер получила медали, Военный крест, а в 1961 – орден Почетного легиона из рук Шарля де Голля.
Если до войны Жозефину Бейкер во Франции обожали, то теперь стали еще и уважать. Кроме всего прочего, она вела борьбу за гражданские права в США, общалась с Мартином Лютером Кингом и после его убийства даже получила предложение от активистов стать главой движения – но отказалась, опасаясь за судьбу своих детей.
У Бейкер была своеобразная тактика борьбы против расизма – она усыновляла детей разных национальностей и разного цвета кожи, доказывая тем самым, что эти различия не мешают людям жить в согласии и счастливо.
От улиц Сент-Луиса до французского Пантеона
Для своей семьи она выбрала один из старинных французских замков в Новой Аквитании – шато Миланд, который арендовала вместе с мужем, а в 1947 году выкупила. Тогда же она снова вышла замуж, избранником на этот раз стал Жо Буйон, руководитель оркестра (этот брак, впрочем, тоже окончился разводом – в 1961 году).
В Миланде росли и воспитывались двенадцать усыновленных Бейкер детей, а тем временем в Америке ей могли раз за разом отказывать в праве заселиться в отель – по той причине, что она чернокожая.
После окончания войны Жозефина Бейкер продолжала выступать на сцене, бралась уже за серьезные, сложные роли и сюжеты: необходимости завоевать внимание публики эпатажными нарядами больше не было, «черной Венерой» французы восхищались и без этого.
Поездка в Штаты, несмотря на кассовый успех выступлений, принесла новые разочарования, к сложностям, связанным с ее статусом чернокожей американки, добавились обвинения в содействии коммунистам, и аннулирование визы Бейкер на десять лет.
8 апреля 1975 года Жозефина Бейкер дала свой последний концерт – это была премьера шоу, посвященного ее полувековому юбилею творческой деятельности. Через несколько дней у артистки произошло кровоизлияние в мозг, и она скончалась.
Похоронена Жозефина Бейкер была в Монако с оказанием воинских почестей. А в 2021 году по распоряжению президента Франции в парижском Пантеоне был установлен ее кенотаф.