Основной принцип социализма – «равенство» предполагал его и в гендерном вопросе. Советская власть вела активную политику эмансипации женщин, причем в основных моментах – насильственную.
Именно в Стране Советов первыми облегчили процедуру разводов, легализовали аборты в европейской истории. Совсем скоро став в вопросе полового равенства ведущим государством.
Учитывая многонациональность страны, а значит и ее широкий взгляд на традиционные семейные ценности, неудивительно, что не везде процесс шел одинаково гладко.
Примечательно, что навязанная эмансипация и активное выведение женщин за рамки семьи в социум и трудовые коллективы, в результате привело к ухудшению положения женщин. Проще говоря, с новыми правами были выданы и новые обязательства. А вот старые никто поделить согласно законам равенства не спешил.
Главной ошибкой советских властей в данном вопросе считают излишнюю торопливость. Это как дергать растение сверху, чтобы оно скорее пошло в рост — такими действиями можно только навредить. Так и в других вопросах, решение которых должно было принести положительные плоды, но нередко приводило к противоположному эффекту.
Патриархальная семья – помеха коммунизму
Вопросы гендерного равенства были решены в Конституции 1918 года, а затем дополнены в 1924 году. Однако одно дело решить на законодательном уровне и совсем другое воплотить эти правовые нормы в жизнь и заставить людей жить совсем иначе, вопреки сложившимся традициям.
Советская власть, заметив эту нестыковку в женском вопросе, в своей манере решила, что нужно проявить больше напора – подергать росток за верхушку.
Одним из первых законов, принятых в этом отношении стало упрощение разводов. Советская печать это называло «освобождением женщин». Естественно количество разводов резко возросло. Совсем вскоре их число заметно превысило число регистрируемых браков.
Причем чаще всего на развод подавали мужчины. Вместо освобожденных женщин появились брошенные с детьми, растить которых пришлось в одиночку.
Следующим шагом было разрешение искусственного прерывания беременности в медицинских учреждениях, причем бесплатного. Принято это Постановление было в 1920 году. Учитывая обстановку в стране, всеобщей разрухи, то процедура эта стала весьма востребованной. И, наверное, действительно, облегчило жизнь многим женщинам.
Однако число желающих прервать беременность росло, появилась даже очередность. Это ожидаемо привело к заметному снижению рождаемости. К тому же последствия революции, Гражданской войны и демографический кризис привели к тому, что в 30-е годы в СССР в среднем на одну женщину приходилось менее одного ребенка.
Материнство – в приоритет, работать — успевать
Стало понятно, что ситуацию нужно изменять и 1936 году аборты были запрещены. Зато параллельно увеличили число социальных гарантий для молодых матерей, построили больше родильных домов. В это же время усложнили процесс развода, а в 1944 году было решено, что развестись супруги могут только через суд. К тому же мужчинам уйти из семьи было сложнее.
К этому времени отношение в обществе уже успело измениться. Статус семьи заметно пошатнулся, и укреплять его снова, было решено женскими руками. Теперь материнство стало социалистической обязанностью женщины, семья – ячейкой общества, а на рабочих местах нужно было продолжать работать наравне с мужчинами.
Стало ли проще жить советским женщинам, на которых возложили в два-три раза больше обязанностей? Вряд ли. Таковы были результаты женской эмансипации в СССР к середине 40-х годов.
Угнетения не чувствуем, эмансипации не хотим
В центральной части страны все законодательные инициативы имели отклик, пусть и не всегда быстрый и положительный. Однако с малыми народами Севера, проживающими обособленно и закрыто, было гораздо сложнее.
Однако революция, в том числе и культурная, должна была пройти по всей стране. Для этого для начала требовалось разъяснить кто такой Ленин и почему он не царь.
С попытками внедрить в общество закрытых народностей всегда возникали сложности. Пришлые партработники и идеологи, которые уже имели отработанные схемы, никак не воспринимались местными. А зачастую вызывали обратный эффект.
Пропагандисты действовали согласно инструкции и стали искать «лидеров общественного мнения» среди местного населения. Без них приезжие идеологи не имели шансов на успех, поскольку были чужаками, которые пытаются пропагандировать какие-то утопичные идеи. Активная работа в данном направлении была начата в 30-е годы, конечно, на тот момент была и женская эмансипация.
Местные совсем не горели желанием строить социализм, с навязанными идеями не соглашались, народ агитировать не планировали. По сути, им было все равно на власти, главное чтобы их оставили в покое и скорее дали возможность жить прежней жизнью.
Советская власть, опять же самыми привычными методами, решила искать поддержки у наиболее угнетенного класса. Путем нехитрых логических выводов в качестве угнетенных и порабощаемых были назначены женщины.
На тот момент положение большинства женщин малых народов, действительно, было прискорбным. Она должна было много и тяжело работать, быть послушной.
К тому же в условиях того времени именно на женские плечи ложилось не только ежедневное приготовление пищи и разделывание дичи, но и шитье одежды. Учитывая, что речь идет о народах Севера, то речь шла о выделке кожи.
Само собой подобное решение и попытки организовать собрания для женщин были восприняты местными мужчинами без восторга и это, мягко говоря. Учитывая, что они обладали беспрекословной властью в семье, то попытку местечковой революции они пресекли просто, не разрешив супругам идти на собрания.
Да и большинство местных женщин, для которых наличие здорового и доброго по отношению к ней мужа, было единственным способ выжить, вовсе не рвались эмансипироваться. В отличие от женщин центральной части страны они понимали, что подобные изменения наложат на них обязательства по «добыче мамонта» в буквальном смысле.
Пусть даже вместо мамонта это будет олень. И если условная жительница Поволжья отправилась бы работать на завод, то той же ненке пришлось бы гораздо хуже, речь бы шля о выживаемости.
Что удалось изменить советской власти
Советская власть вела активную пропагандистскую работу, говоря о неравном положении мужчин и женщин народов Севера. Уклад и национальные традиции при этом в расчет не брались. Тем временем, разделение обязанностей полов у народов Севера было более тонким.
Мужчины охотились, женщины следили за домашним хозяйством. Оба они жили в условиях гораздо более тяжелых, чем жители других регионов СССР.
Да, существовали особенности, которые воспринимались приехавшими идеологами и корреспондентами как откровенно унизительные. Например, то, что у многих народов не было принято, чтобы женщины ели за одним столом с мужчинами.
Но при этом нельзя назвать гендерное положение женщин народов Севера полностью бесправным. Эвенки вполне могли уйти от мужа, если ее что-то не устраивало, и ее род принимал ее обратно. Дети, рожденные в союзе, тоже принадлежали роду женщины.
Тем не менее, советской власти удалось добиться изменений в быте коренных народов. Бригады оленеводов, работа для женщин в качестве чумработницы, возможность получения образования, жизни в интернате, строительство поселков – все это привело к тому, что прошлую жизнь женщины в чуме и ее положение в семье стали считать пережитком прошлого.