«Как же так, Юрочки больше нет?»: встреча с мужем стала для Веры Марецкой и главным приобретением, и самой большой драмой…

— Обязательно пересмотрите «Сельскую учительницу»? Правда, Верочка там хороша?- настаивал Плятт в разговоре с коллегами уже спустя несколько лет после ее смерти.

До самого конца он больше всего на свете любил говорить о ней, вспоминать ее. Она жила в его душе всегда…

Детство

Отец Веры Марецкой, Пётр Григорьевич, происходил из зажиточного мещанско-купеческого рода. До революции держал буфет при цирке Никитиных, а после день и ночь трудился в буфете Государственного цирка. Мать, Мария Васильевна, занималась воспитанием четырех детей. Помимо Верочки, в семье подрастали еще два сына и дочь.

Денег едва хватало на пропитание. Но глава семейства мечтал, что все его дети окончат Университет и получат полезные профессии. Так и вышло. Старший, Григорий, стал историком. Дмитрий — экономистом, аспирантом в Академии наук СССР. Младшая дочь Татьяна, окончила Московский университет.

И только средняя Верочка мечтала о сцене. Девочка с детства была довольно своенравной, а в юности страстно увлеклась театром и литературой. По настоянию семьи ей пришлось поступить в университет.

Но, проучившись совсем недолго, она буквально сбежала с философского факультета, несмотря на негодование и насмешки родственников.

Особенно потешались над ней старшие братья:

— Ну, какая с тебя актриса? Актерка!

Только в отличие от них, Верочка верила в свое предназначение и актерскую судьбу. Она подала документы сразу в три театральные студии и поступила в школу-студию при Театре Вахтангова.

Первая встреча

При поступлении юная актриса сразила наповал всю приемную комиссию. Выйдя на середину зала, невысокая и скромно одетая девчушка начала задорно декламировать Пушкина. А во время чтения выделывала какие-то то ли акробатические, то ли клоунские движения.

В то время Вахтангов был уже очень болен и попросил своего любимого ученика Юрия Завадского принять участие в судьбе девушки.

— Откуда эта забавная девчонка? — повернулся Евгений Багратионович к сидящему рядом с ним молодому человеку. — Из цирка, что ли? Я думаю, из нее может получиться хорошая актриса. И ты, Юрочка, в этом ей поможешь…

О той своей самой первой встрече с Завадским Вера вспоминать не любила. Возможно, из-за того, что он в тот момент видел ее беспомощность? Сейчас ясно только одно: эта встреча стала для актрисы и самым главным приобретением в жизни, и самой большой драмой…

Вера и Юрочка

Практически сразу после поступления в студию Марецкая впервые вышла на большую сцену. В новом спектакле «Принцесса Турандот», прогремевшем в 1922 году на всю Москву, ей доверили небольшую роль.

Когда Евгений Вахтангов умер, Завадский решил создать свою творческую студию. Вера без раздумий последовала за ним. Правда, не последнюю роль здесь сыграла любовь. Роль принца Калафа из «Принцессы Турандот» сделала Юрия предметом воздыхания многих женщин.

Была влюблена в своего учителя и Марецкая. А разница в 12 лет между ними делала эти чувства еще романтичней.

Несмотря на то что Завадский к тому времени был женат, он ответил взаимностью своей ученице. И в 1924 году, без пафоса и торжественных мероприятий они расписались. А еще через два года в семье родился сын Женя.

Первое время жили супруги очень бедно. Вера сама перешивала и перелицовывала одежду и для себя, и для мужа. Однажды кто-то из знакомых пожертвовал им два теплых стеганых одеяла, которые тут же пошли на куртку для Юры и пальто для нее самой.

Одни брюки, одно платье и по одной паре обуви на сезон — это все, что они могли себе тогда позволить.

Театр Завадского набирал всё большую популярность у московской публики. Но репетировать и проводить спектакли по-прежнему приходилось в подвалах — своего помещения у них тогда еще не было.

Но даже здесь Марецкая блистала. Ей была подвластна любая роль. А самое главное — везде она была естественна и гармонична. Смешная, толстая, пожилая, красивая и не очень, веселая, печальная… Всю свою театральную жизнь Вера Петровна поражала зрителей искусством перевоплощения.

В это же время артистка начала первые шаги в кинематографе, тогда еще немом. Первую главную роль она сыграла в 1925 году в комедии «Закройщик из Торжка». За ней последовал еще один известный фильм — «Дом на Трубной».

Нет счастья…

Увы, но женская судьба актрисы недолго была счастливой. Когда их сыну исполнилось четыре года, Завадский страстно влюбился в балерину Галину Уланову и ушел из семьи. Вера очень стойко приняла удар.

Не стала устраивать скандалов, строить козни, а просто отпустила мужа к другой, сумев сохранить при этом их дружбу и творческий союз.

Марецкая всегда была окружена поклонниками. Ходили разговоры, что в нее, тогда еще замужнюю даму, сильно влюбился коллега по сцене Ростислав Плятт. Якобы мужчина, устав ждать, что Вера когда-нибудь уйдет к нему от мужа, женился на актрисе Нине Бутовой.

Почему именно на ней? Однажды Плятт со спины принял ее за Веру, и это стало главным аргументом. Бутова была старше, своенравная, тащила в дом бездомных кошек, могла купить на последние деньги очередную юбку, потому что « так захотела». И угрожала «убить себя», если «муж променяет ее на Верку».

Но Марецкая и не думала отвечать Плятту взаимностью даже после развода. Это ли не сильнейшие чувства к единственному Юрочке? Актриса продолжала любить и ждать бывшего мужа и не спешила выходить замуж за кого-либо еще. Вся ее жизнь была связана с ним! С его именем, его спектаклями, его радостями и его проблемами…

Когда во второй половине 30-х годов московские экспериментальные театры, ставящие чересчур яркие и смелые постановки, начали спешно высылать из столицы, Завадскому предложили сцену театра драмы в городе Ростове-на-Дону. Вера самоотверженно отправилась вслед за ним.

На тот момент уже звезда театральной Москвы могла спокойно остаться в столице. Ей предлагали работу и Константин Станиславский, и Всеволод Мейерхольд. Но актриса не могла себя даже представить отдельно от своего театра, труппы и… Юры.

Страшные события

Триумф Марецкой в кино случился в 1940-м, когда на экраны вышла лента Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Член правительства». Персонаж простой крестьянки, своим трудом добившейся должности председателя колхоза, а потом и члена Верховного Совета, по тем временам был очень востребован властями.

Картину одобрил сам Сталин. Несомненно, роль такого плана сулила для артистки много благ. И она действительно их имела — Вера получала ордена и Сталинские премии. При этом два ее старших брата и сестра были арестованы в годы сталинских репрессий.

Дмитрия и Григория расстреляли в 1937-м. Татьяну приговорили к пяти годам заключения.

Вера пыталась воспользоваться своими связями. Ходила на Лубянку и умоляла дать ей возможность хотя бы повидать братьев. Единственное, что ей позволили, — усыновить сына Дмитрия — Шуру. А вот Татьяну ей удалось вырвать из лап сталинского террора, из пяти лет она отбыла в лагере всего два.

Потеря

После выхода в свет картины «Член правительства» жизнь актрисы начала потихоньку налаживаться. Юрия Завадского пригласили главным режиссёром в Театр имени Моссовета, куда вместе с ним перешла и Вера в статусе «хозяйки». Она вновь вышла замуж и родила дочь Машу.

Но жизнь счастливой семьи перевернула война. Муж Георгий Троицкий добровольцем ушел на фронт, а на долю Веры легла забота о семье. При этом актриса продолжала сниматься и блистать в фильмах: «Дело Артамоновых», «Котовский», «Она защищает Родину», «Свадьба».

В 1943 году на съемках ленты «Она защищает родину» ей досталась главная роль Прасковьи. Пожалуй, одна из сильнейших и проникновенных не только в фильмографии актрисы, но и в советском кинематографе. Во время работы над картиной судьба вновь продемонстрировала Марецкой свою несправедливость.

Едва закончились съемки драматических сцен фильма, всех желающих пригласили на просмотр отснятого материала. Вот только почему-то никто из коллег не смотрел в сторону главной героини, а когда она пыталась поймать их взгляд, странно отводили глаза.

— Неужели я так плохо сыграла, что они все молчат, — испуганно подумала актриса.

Вернувшись домой, Вера еще долго терзала себя мыслями. Но старалась гнать их от себя. Причину молчания своих товарищей артистка узнала лишь утром: командир взвода стрелковой дивизии Георгий Троицкий, ее любимый Троша погиб в бою.

О похоронке сначала сообщили режиссеру Фридриху Эрмлеру, но тот не стал отдавать ее Марецкой, боясь, что от горя она не сможет продолжать съемку. Развернув письмо, Вера побледнела, а потом просто сползла по стенке и просидела так несколько минут. Плакать было нельзя, ее ждали в кадре…

Новая жизнь

После войны Вера вернулась в театр Моссовета, которым руководил её Юра. К тому времени он уже расстался с Улановой, но союз с «ВП», как любил называть Марецкую Завадский, так и остался только творческим. Замуж актриса больше никогда не выходила.

В 1947 году на экраны вышел еще один фильм с участием актрисы. Роль Варвары Мартыновой в картине «Сельская учительница» была не похожа на все другие. Уже будучи 45-летней женщиной, она сыграла весь жизненный путь героини от семнадцати до семидесяти лет. И справилась великолепно.

Еще через два года Марецкой присвоили звание народной артистки СССР. Но Вера была этому не рада, ведь ее любимому Юрочке такое же звание почему-то не дали!

— Что теперь будет? Как я ему в глаза погляжу?!- почти в панике повторяла Марецкая подруге.

А уже позже, зайдя в кабинет к Завадскому, виновато произнесла:

— Прости, Юра! Мне одной дали народную…

— Какое счастье, Верочка,- ответил он, обнимая подругу. — Это же прекрасно! Поздравляю!

Вера Петровна долгие годы была «царицей Театра имени Моссовета», его примой, правой рукой Завадского. Даже такие мегазвезды, как Фаина Раневская и Любовь Орлова, не могли конкурировать с ней за лучшие роли и за внимание худрука.

Завадский, зная о соперничестве между великими актрисами, старался обходить или смягчать острые углы в отношениях. Но избегать скандалов удавалось не всегда.

Так получилось с постановкой «Странная миссис Сэвидж», главную партию в которой играла Раневская. Но после болезни передала ее своей подруге — Орловой. Марецкую же Фаина Георгиевна откровенно недолюбливала.

Но однажды в этой роли на сцену вышла Вера Петровна. Скандал был нешуточный. Труппа разделилась на два лагеря.

— Не могу смотреть на эту домработницу!- зло говорила про Марецкую Орлова.

Веру тоже беспокоила популярность Любовь Орловой. Даже не имя ролей в театре она продолжала привлекать туда зрителей. На нее шли даже просто чтобы посмотреть на кинозвезду вживую. Да и Юрий Александрович очень ценил актрису.

— Люба — козырь театра, — не раз говорил он Марецкой. — Ты посмотри, как лихо она выбила нам еще одну телефонную линию. А проблемы актеров, которым негде жить, как они быстро с Пляттом решили.

Несмотря на такую «тихую войну» между актрисами, Завадский не снял Веру с роли, зная, что она серьезно больна. Тем самым режиссер просто хотел сделать приятное своей любимой женщине.

О том, что у нее злокачественная опухоль, Марецкая узнала в 63 года. Но после длительной операции врачи успокоили, что все будет хорошо. И первое время действительно все было так.

А через 4 года Вера Петровна сильно ударилась головой. Появилась шишка, которая начала болеть. От невыносимой боли стала падать в обморок. Но и тогда врачи пообещали, что ничего страшного не случилось. Но в больницу все же положили.

Так она и жила. Месяц находилась в больнице, месяц на сцене. И все это время Юрий Александрович находился рядом. Поэтому, когда ей сообщили, что его больше нет, она не поверила.

— Как же так, Юрочки больше нет? Странная все-таки вещь — судьба. Странная и страшная. Он не должен был умереть сейчас,- чуть слышно произнесла она.

Узнав о смерти Завадского, Ростислав Плятт осмелился уйти из семьи и предложил Вере руку и сердце. Но трагически опоздал. Вера так и сказала:

— Поздно.

После ухода своего Юрочки она прожила чуть больше года…

Оцените статью
«Как же так, Юрочки больше нет?»: встреча с мужем стала для Веры Марецкой и главным приобретением, и самой большой драмой…
«Забирайте этих, я нарожаю ещё!»