«Как только надо мной не смеялись. Вся моя жизнь – жизнь на сопротивление». Людмила Зайцева о терниях своего пути

Путь артиста порой очень тернист. Далеко не все из тех, кого мы видим сегодня на экране, сразу получили шанс выйти на сцену или оказаться перед камерой. Кому-то вообще говорили, что ему или ей в профессии не место.

Как бы вы среагировали? Я бы, наверное, быстро опустила руки, если бы в приёмной комиссии такое услышала, всё-таки там люди опытные, умеют таланты видеть. Но если бы так делали все, сколько бы звёзд мы потеряли!

К счастью, Людмила Зайцева оказалась человеком упорным. Фильмы с её участием по-прежнему считаются знаковыми шедеврами. Какой же путь она прошла и почему не снимается сейчас? Об этом и расскажу.

Рабочее детство и кино в хуторском клубе

Родилась маленькая Люда на хуторе Восточный в Краснодарском крае. Про родную Кубань она говорила, что родилась на счастливой земле. Это был край трудолюбивых людей, ведь чернозём требует упорной работы.

Неудивительно, что девочка с малых лет научилась заботиться о себе и зарабатывать. Семья была почти что бедная, мать растила девочку одна, так как отец ушёл из семьи. Второй раз она вышла замуж через 5 лет после рождения дочки.

В интервью Людмила рассказывала, как мама, уходя на работу в колхоз, давала дочери задания – сделать что-то по хозяйству и, если Люда справлялась, а не увлекалась играми с подружками – получала 10 копеек.

Эти деньги стали пропуском в местный клуб на киносеансы. Кинематограф стал для маленькой будущей звезды окном в мир. Привозили даже иностранные картины.

Вот тогда, смотря на актёров, на их фотографии в газетном киоске, Зайцева и выбрала будущую профессию. Но прежде чем поехать в Москву, ради заработка перебрала много других занятий, менее романтичных. Побывала Людмила и уборщицей, и штукатуром. Часто подрабатывала на стройке.

«Бесконечные» попытки

Итак, несмотря на все сложности, Зайцева в итоге собралась и отправилась в столицу. Её, конечно, отговаривали. Мать указывала на внешность, с которой среди актрис делать нечего — мол, уши несуразные.

«Вся моя жизнь – жизнь на сопротивление. У девочки из станицы почти не было шансов поступить в театральный вуз в Москве, как только надо мной не смеялись, но я все равно шла к своей мечте», – рассказывала Зайцева Экспресс газете.

Не думаю, что мать делала это со зла. По словам Людмилы, казаки – народ суровый, а тут наверняка страхи за дочку, тревоги, что та время зря потратит, разочаруется… Но, когда мама поняла, что Люду не отговорить, она сама стала собирать юную девушку.

В Москву Зайцева поехала в красивом голубом платье с бантами, которые она потом срывала, когда поняла, как они ужасно смотрятся на фоне столичных нарядов. Люда и в детстве-то была одета хуже других ребят, а тут она ощущала себя провинциалкой среди модниц.

Одежда, похоже, нередко была для неё больным местом. Не зря в интервью Зайцева порой в точности вспоминает, как была одета в важные моменты жизни.

Девушка, конечно, поспешила сменить наряд, но в поступлении это не помогло. После она ещё три раза ездила в Москву, а потом возвращалась домой после неудач, однако руки не опускала.

Хоть от провалов хотелось выть, но собиралась с силами, училась, ходила в драмкружок. Благодаря актёрской бирже попала в Рязанский ТЮЗ. Благодаря этому театру смогла ещё подтянуть мастерство, посмотреть на профессиональные спектакли.

И вот – успех! Люду готовы принять и в МХАТ, и в Щукинское училище. Она пошла учиться в «Щуку».

Вымоленная роль

Но закончить нужное училище – это полдела. После выпуска ролей Людмиле, увы, не доставалось. Она считает, что это из-за отсутствия определённого амплуа. Вокруг неё все девочки яркие, уже знают, куда пойдут.

*

Сама Людмила в беседе с порталом Православие.Ru признавалась: «И я никогда не хотела быть знаменитой – начнем с этого – во мне этого вообще не было». Только желание играть роли. Актриса признавалась и в собственной стеснительности.

Но к моменту выпуска она уже стала посмелее. И свою главную роль смогла получить самым отчаянным образом.

Про фильм «…А зори здесь тихие» она узнала случайно. Никто на пробы девушку не приглашал. «АиФ» она рассказала, что сама взяла и пришла к режиссёру Ростоцкому, просить любую роль. Готова была на массовку. А её взяли путь и на второстепенную, но важную роль сержанта Кирьяновой.

Для молодой актрисы и всех её коллег это была потрясающая возможность. В программе «Мой герой» Зайцева рассказывала, что вспоминает о съёмках, как о празднике. Отдельные сложности, конечно, были. Приходилось учиться носить форму, ходить строем, но всё удалось преодолеть. Зато у них оказалась прекрасная команда, а вокруг – Карелия с её белыми ночами.

Работа с мэтрами

«Зори», кстати, не были первой работой Людмилы. До этого она всё же снялась в ряде фильмов, но многие даже в фильмографию не вошли и теперь забыты. Была одна главная роль – в «Здравствуй и прощай». Там её возлюбленным был персонаж Олега Ефремова, и актёрам приписывали реальный роман.

Во время съёмок «Зорей» актриса одновременно снималась в «Печках-лавочках» Шукшина. Этот метр искусства для Людмилы Васильевны – особенный. Она называла его родственной душой. Вспоминала, как на съёмках все были равны, даже если роль незначительная.

«Шукшин был для меня небожитель», – откровенно признавала она, беседуя с АиФ. Режиссёр умел всё просчитать и организовать на съёмках, и работа была настоящим удовольствием.

Зайцева работала со многими советскими режиссёрами. Мне кажется, она о каждом может что-то интересное рассказать. Например, в фильме «Маленькая Вера» актриса работала с Василием Пичулом. Тот хорошо понимал историю, которую рассказывает, посвящённую обычной семье и молодому поколению. Для тех времён картина была очень смелой.

В «Двенадцать дней без войны» режиссёром был Алексей Герман. На главную роль, правда, он взял Гурченко, но даже пробы Людмиле понравились – Алексей создал нужную атмосферу. А ещё он много внимания уделял деталям быта.

Сама Зайцева обычно играла простых, рабочих людей. Её внешность называли даже слишком «народной», так что узнавать не будут. Отнюдь. А ещё актриса оказалась по-настоящему талантливой. Артист Юрий Назаров даже готов её ставить в пример студентам.

Современный кинематограф

Вот только таких персонажей сейчас в кино мало, и Людмила Васильева на деле этим опечалена. Даже если кино про деревню, обычный быт не показывают.

В интервью с каналом «Россия 24» она говорила, что фильмы посвящены совсем другим ценностям. На первый план вышел успех, гонки за благополучием. С другой стороны – новое поколение знает именно эту жизнь. Поэтому актриса старается не осуждать молодых режиссёров.

Интересно сравнивать мастеров разных эпох, верно? Смена поколений – вещь всегда непростая. Без изменений никуда, но и опытных мастеров послушать никогда не поздно.

Оцените статью
«Как только надо мной не смеялись. Вся моя жизнь – жизнь на сопротивление». Людмила Зайцева о терниях своего пути
Маска позора: как отмечали провинившихся женщин