Рассуждая о советском и российском кинематографе, нельзя не вспомнить Николая Александровича Михеева – актера, с успехом сыгравшего пусть немного( всего 19 киноработ), но талантливо и ярко свои роли в кинематографических и театральных постановках. Днем рождения артиста считается 12 февраля (по иным сведениям – 12 декабря) 1923 г., место рождения — узбекский Самарканд, семья военного.
Проучившись год в ВУЗе г. Иркутск, в 1942-м будущий актер был мобилизован на фронт. По возвращении Н. Михеев решает круто изменить свою профессиональную судьбу, поступив в студию Саратовского ТЮЗа. Более 10 лет – с 1947 по 1958 год – является штатным актером этого театра, с успехом сыграв более двадцати ролей. В числе работ мастера можно отметить роли в этих постановках:
- В «Ревизоре» — роль купца Абдулина;
- В «Оводе» — Микеле;
- В «Домби и сын» — роль майора Бэгстопа;
- В «Ромео и Джульетта» — роль князя Веронского Эскала;
- В «Судьбе барабанщика» — роль Якова, и т.д.
Впоследствии Михеев неоднократно меняет места работы, оставаясь верным профессии:
- С 1958 по 1960 годы работает в театре г. Томска;
- Последующие два года, проживая в Красноярске, играет на сценах местных театров;
- С 1962 по 1969 годы успешно играет роли в постановках Владивостокского Драмтеатра;
- С начала 1970-х Н. Михеев начинает сотрудничество с Куйбышевским театром драмы, которое продлится более десяти лет.
В 1976-м году актер становится Лауреатом Госпремии СССР, а с 1985-го – удостаивается почетного звания Народный артист СССР.
Блестяще сыграв более десятка ролей в Самарском театре, в середине 80-х Николай Александрович покидает Самарский ТЮЗ. Об этом периоде жизни и творчества актера известно мало, за исключением довольно успешного моноспектакля о биографии декабриста М. С. Лунина.
В 1989-м, устав от неопределенности, Михеев принимает приглашение режиссера Самарского ТЮЗа «Сам-Арт» Александра Наумовича Дрознина на роль главного персонажа в «Поминальной молитве». Спектакль с восторгом принимают не только самарские, но и столичные зрители и театральные критики. По словам одного из них, «Поминальная молитва» Дрознина ничуть не уступает одноименной работе М. Захарова, а сам Михеев в главной роли – другому мэтру кинематографа Е. Леонову.
В 1973-м году на суд советских кинозрителей выходит сага «Вечный зов» по постановке В. Ускова и В. Краснопольского.
Негодяй Демьян Инютин в исполнении Михеева оказался настолько «жизненным», что Валерий Усков не удержался от восторженного отзыва. По мнению кинорежиссера, Николай Александрович столь глубоко проникся характером и чувствами героя, что сложилось ощущение, будто актер не играет в фильме, а просто проживает собственную жизнь.
Впоследствии Н. Михеев сыграет еще несколько киноролей, в числе которых:
- Роль подполковника в драме «Двадцать дней без войны»;
- Фронтовой шофер в постановке «Ты помнишь»;
- В «Осенних утренниках» — роль колхозного председателя;
- Роль Антипа Зыкова в «Рассказах о любви», «Зыковы», и многие другие.
Воевода Болховский в многосерийной постановке «Ермак» стал последней ролью в творчестве прославленного актера. На киноэкраны сериал выходит в 1996 году – спустя три года после смерти Николая Александровича. Народный артист скончался от сердечной недостаточности в 1993 году, дата смерти — 29 сентября. Место упокоения актера – городское кладбище г. Самары.