В кино ей удалось сыграть совсем немного ролей. Но зато каких! Каждый ценитель советских фильмов знает актрису Эмилию Мильтон в лицо. Её многогранный талант, незабываемый голос, мимика, фразы украсили не одну картину.
Она появилась на свет в Умане весной 1902 года. Вскоре всё семейство перебралось в Одессу, где отец-фармацевт открыл аптекарский магазин. Дело процветало. Эмилия получила лучшее образование в местной гимназии. В годы революции училась в драмстудии. А после её окончания стала актрисой одесского театра «Красный факел».
В течение жизни она часто переезжала. Служила в разных театрах Киева, Харькова. Позже уехала в столицу, где много лет выходила на подмостки театра им. Гоголя. На время покидала его, играла то на сцене “Малой Бронной”, то в “Моссовете”, но потом опять возвращалась.
В 1926 актриса дебютировала в немой картине «Подозрительный багаж». Увы! лента эпохи немого кино до наших дней не сохранилась. Только в 1936 она впервые снялась в звуковом фильме «Том Сойер». Далее последовали небольшие роли в “Богдане Хмельницком”, «Костре бессмертия»… а потом, она на много лет исчезла с экранов.
На рубеже 30-х Эмилия вышла замуж за актёра Алексея Краснопольского, который как и она, испытывал потребность к перемене мест. До встречи с ней он служил только в передвижных театрах и колесил по всей стране.
35 лет они прожили душа в душу. Играли на одной сцене — были не только супругами, но и друзьями, соратниками и просто очень близкими людьми. Детей у пары не было.
В конце 60-х актриса овдовела. Душевную боль лечила работой. Хорошо, что как раз тогда о ней неожиданно вспомнили режиссёры.
В 1970 её позвали на роль глуховатой старушки в детскую комедию «Внимание черепаха!». А двумя годами позже она сыграла в “Знатоках”, серия “Шантаж”, “мозг уголовной банды” Антонину Прахову. Да как сыграла! Будто прожила эту роль. Её реплики бесподобны:
Старые люди, старые вещи.
Да! Потолки- четыре мЭтра! Это не какие-нибудь современные модерны!
Роль фрау Заурих в «Семнадцать мгновений весны” досталось ей случайно. Татьяна Лиознова уговорила Юлиана Семёнова дополнить сценарий новым персонажем. Писатель согласился, правда без особого вдохновения. Оттого роль фрау вышла блёклой.
Лиознова спорить с автором не стала. Отнесла сценарий Фаине Раневской “как есть”, но та быстро раскусила “халтуру” и гневно отказалась. И тогда режиссёр вспомнила об Эмилии Мильтон… Она сама написала для неё «эпизод в лесу».
Диалог фрау Заурих с разведчиком получился незабываемым:
— Вы знаете, это хвощ, очень хорошо помогает при почках.
-У вас болят почки?
— Нет.
-Жаль! Очень полезная травка!
А сцена, где Штирлиц играет в шахматы с фрау, стала ещё одним маленьким шедевром.
Я буду играть защиту Каро— Канн. Только вы мне не мешайте…
Позже были яркие роли в «Кортике», в многосерийном фильме «Совесть», в «Легенде о Тиле «…
Последние восемь лет жизни она снималась без перерыва, много играла на сцене. И хотя уже сильно болела, уходить на покой не собиралась. В один из дней прямо в театре у неё случился инфаркт. В феврале 1978-го 75-летней Эмилии Давыдовны не стало. Свой последний приют она нашла рядом с мужем на Введенском кладбище столицы.