Повитуха ловко подхватила младенца. «Мальчик», — довольно протянула она. Положив младенца на дубовую плаху быстро отсекла пуповину на расстоянии трех сантиметров от тельца. Все, теперь точно вырастет и станет мастером на все руки.
Уж так повелось, хочешь, чтобы из ребенка вырос настоящий работник, отрубать пуповину нужно дубовой плахе. Желаешь, чтобы новорожденная дочь стала мастерицей на все руки, отрезай пуповину на ольховой доске.
Роды в крестьянских семьях
Никакими особыми процедурами и церемониями роды в крестьянских семьях не обставлялись. Женщины были достаточно здоровыми, чтобы не испытывать трудностей при деторождении. В отличие от светской элиты, династическими браками не отягощенные.
Кстати, все рассказы, про то, как глубоко беременная крестьянская девка работала в поле, тут же рожала и шла обратно работать — полный миф. Конечно, были и исключения, но все-таки беременных на позднем сроке от тяжелой работы в поле старались освободить.
А после родов мать должна была лежать три дня, набираясь сил. Благо, в густонаселенной крестьянской избе было кому заменить на время выпавшую из строя женщину.
Конечно, не обходилось и без сложностей. Некоторые особенно опытные повитухи умели делать кесарево сечение. Но в этом случае и речи не шло о спасении матери, она неизбежно погибала, так как сшить столько слоев ткани и не допустить попадания заражения — нереальная задача даже для условий дворца, не то что крестьянской избы.
На третий день ребенка было принято крестить. Это делалось для того, чтобы его душа попала в рай, если он, не дай Бог, умрет во младенчестве. А умирало в то время чуть не половина новорожденных. К этому факту относились со смирением – Бог дал, Бог взял. Обычно ребенку давали имя святого, именины которого выпадали на этот или ближайший день.
Рождению мальчиков радовались больше. чем девочек. Так как выросший мальчик женится и приведет в дом жену — еще одну помощницу. В то время как девочку годами растили и кормили для того, чтобы после отдать в чужой дом.
Долгое время считалось, что ребенок из утробы матери появляется «сырым», как недопеченный пирог. Поэтому во многих деревнях вошел в традицию обряд «доделывания» младенца. Новорожденного заворачивали в специально подготовленное ржаное тесто и клали в теплую печь, как хлеб на лопате.
Если младенец был очень слаб или недоношен, то его «перераживали». Мать просовывала младенца через ворот рубахи, вынимая с низу. Так нужно было повторить трижды. Это имитировало процесс рождения. Считалось, что с каждыми новыми «родами» ребенок добирал недополученную силу.
Детство
Пока ребенок был маленький, его кормила грудью мать либо няня из рожка коровьим молоком. Рожок изготавливался из коровьего рога, на конец которого надевали кусок вымени. Няней могли быть старшая сестренка или бабушка. Сама мать в это время работала в поле.
Младенец лежал в люльке с подстеленным на ее дно тряпьем, выполнявшем функцию памперсов. Чтобы ребенок не утомлял взрослых своим криком, ему клали в рот кусок хлебного мякиша, завернутый в тряпицу и с большим узелком на обратной стороне. Получалось что-то вроде соски.
Когда малыш начинал ходить, его оставляли в избе под присмотром старших детей. Он мог ползать по полу и играть с тем, что попадется по руку.
В возрасте 6-7 лет детей начинали приучать к труду. Детям уж доверяли пасти скот, помогать в домашнем хозяйстве, ухаживать за младшими братьями и сестрами.
Отрочество
Мальчик десяти лет уже считался работником. Он помогал отцу во время сенокоса. Старшие подростки вовсю участвовали в процессе выращивания и сбора урожая, заготовке дров, выпасе больших стад домашних животных.
Девочки занимались домашним хозяйством и рукоделием. Вся одежда и обувь изготавливалась самостоятельно.
Юность
Когда девушки и юноши достигали определенного возраста, их выдавали замуж и женили. Обычно это происходило, когда им исполнялось от 14 до 16 лет. Согласия новобрачных чаще всего не спрашивали – руководствовались больше меркантильными интересами. У девушки должно было быть хорошее приданое, в парне ценились качества работника.
Иногда функцию подбора жениха и невесты брал на себя барин.
Как проводили досуг в крестьянских семьях
Не нужно думать, что все время с утра и до позднего вечера крестьяне на Руси только усердно трудились. У них оставалось достаточно времени для досуга. Особенно это касалось молодежи.
Юноши и девушки отмечали различные религиозные праздники, сопровождавшиеся гуляниями. Утверждение, что мораль и нравственность в то время были на самом высоком уровне, ошибочно. Молодые люди целовались и обнимались, однако в интимные отношения не вступали. К моменту свадьбы девушка должна была быть целомудренной. Конечно, были и исключения.
После того, как заключался брак, для молодых людей начиналась трудовая жизнь. И все начиналось с самого начала.
Как рожали и растили детей в семьях знати
У людей знатного происхождения традиции были совсем иными. Рождения ребенка ждали с нетерпением, особенно, если нужен был наследник. Малыша с детства окружали заботой. При нем постоянно находились няньки, которых сменяли гувернантки и гувернеры.
Чадо должно было уметь читать и писать. Когда ребенок подрастал, его начинали обучать иностранным языкам и этикету. Юноши и девушки должны были уметь танцевать, играть на музыкальных инструментах. Молодым людям необходимо было хорошо сидеть в седле и уметь фехтовать.
Может именно по этой причине выходцы из знати с трудом находили общий язык с простолюдинами крестьянского происхождения.