Как прожила жизнь потомственная княжна Евдокия Урусова – даже аресты, ссылки и лесоповал не смогли сломить её дух

Евдокия Урусова сыграла не так много ролей в кино, да и были они как правило второго плана, но разве забудешь мастерски созданные ею образы в фильмах «Братья Карамазовы», «12 стульев», «Ларец Марии Медичи», «Курьер»?

Эда Юрьевна считала себя больше театральной актрисой, на сценах театров большой страны она сыграла множество замечательных ролей, зрители охотно шли на постановки с её участием, хоть и там Урусовой почти никогда не давали главных ролей.

«Она необыкновенная актриса – острая, характерная. И самое главное, я очень хорошо помню, что у публики в зале всегда была сумасшедшая реакция на неё, хотя она играла роли второго плана. В работе – дисциплинированная, малоэмоциональная, но очень глубокая. В общении с ней чувствовалось такое мощное прошлое!» — говорил об Урусовой режиссёр Карен Шахназаров.

 

Эда (Евдокия) была представительницей знатного рода ярославских князей Урусовых по отцовской линии, в мамином роду значились известные русские писатели – хозяйка литературного салона Евгения Тур, сестра философа и драматурга Александра Сухово-Кобылина, и её сын, исторический романист граф Евгений Салиас-де-Турнемир.

Такая блестящая родословная оказалась главной причиной всех бед и гонений, случившихся с актрисой при советской власти, за своё происхождение она поплатилась слишком сурово – провела 17 лет в ссылках и лагерях, потеряла всю семью, и даже мужа, ведущего актёра театра им. Ермоловой Михаила Унковского.

С детских лет Эда мечтала о сцене, она занималась в частной танцевальной школе, брала уроки верховой езды и вокала, учила иностранные языки. В 10 лет она поступила в Институт благородных девиц, который находился на территории Николо-Угрешского монастыря, а после закрытия его коммунистами, перешла в студию Художественного театра, а оттуда в студию Ермоловой при Малом театре.

В 20 лет Урусова стала актрисой труппы московского театра им. Ермоловой, познакомилась там с Михаилом Унковским, вышла за него замуж и в 1932 году родила сына Юрия. Эти несколько лет были самыми счастливыми и спокойными в жизни Эды, даже несмотря на то, что малыш родился с заячьей губой, и в совсем нежном возрасте ему пришлось перенести подряд 3 операции.

Все несчастья начались в 1935 году – сначала по обвинению в заговоре против властей были арестованы младшая сестра Эды, Елена Раевская с мужем, сосланы в ссылку, а через два года расстреляны. Годом ранее в лагеря отправили родителей актрисы и её старшего брата, в 1938 году арестовали мужа и ещё нескольких ведущих артистов театра.

Близкие друзья и уцелевшие родственники твердили Евдокии: «Забирай сына и уезжай куда подальше, для тебя здесь оставаться слишком опасно». Но она не поверила в потенциальную угрозу, никакой вины за собой чувствовала, к тому же в начале 1938-го Эду представили к званию Заслуженной артистки РСФСР, утвердили на роли в двух новых постановках..

А уже в июне, когда труппа отправлялась на гастроли в Ленинград, Урусову взяли прямо на вокзале, предъявили сразу несколько обвинений и осудили на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Срок актриса отбывала в тайге Дальлага, работала дояркой, счетоводом, топографом, возила тяжеленные тачки на добычах угля, а потом отправилась на лесоповал.

«Это были самые тяжёлые дни в моей жизни. Всё время болело сердце, происходящее казалось каким-то ужасным кошмаром… Мне сразу разъяснили, что работа зимой на лесоповале для непривычного человека – это гибель. Свалишься на третий день, и тогда конец. Лес валили привыкшие к физической работе молодые здоровые девушки, в основном из семей раскулаченных.

Остальная масса уголовных сидела у костров и не работала. Охранник, один солдат на весь отряд, даже и не пытался их заставлять. Я сидела вместе с ними. На ногах у нас были матерчатые чуни, которые постоянно промокали. Мы придвигались как можно ближе к костру, стараясь вобрать в себя всё идущее от него тепло, чтобы согреться» — вспоминала актриса.

Позже Урусову перевели в женскую колонию, она стала играть в театре культурно-воспитательного отдела Управления Бамлага, и это помогло ей пережить все оставшиеся годы ссылки. Очень скоро она стала ведущей актрисой, а потом сама ставила пьесы – занятие любимым делом заглушало и отодвигало на второй план голод, холод, обострившуюся язву, цингу, потерю всех зубов.

Эда даже вновь влюбилась в «социально-вредного элемента» Александра Блохина, сына артистов Большого театра, также осуждённого на 10 лет, и вышла за него замуж. Сын актрисы в те годы находился в ссылке со своей бабушкой, которая оформила над ним опеку после ареста дочери, Юрий смог воссоединиться с матерью только в 1949 году, как раз перед вторым арестом Евдокии Юрьевны.

Урусову освободили досрочно в 1947 году, но она ещё год служила в театре вольнонаёмной – ждала пока снимут обвинение с мужа. Потом они вместе отправились в Москву, но как выяснилось — ссыльным в столицу путь закрыт. Супруги уехали за 101-й километр, некоторое время жили в Александрове, потом Евдокия нашла на бирже труда вакансии в Угличском театре.

Казалось, что началась новая жизнь – относительно сытая, спокойная, свободная, да ещё и сын вскоре приехал. Но счастье и в этот раз было недолгим – повторно актрису арестовали прямо во время спектакля и в сценическом костюме отправили в Ярославскую тюрьму.

Говорили, что шла зачистка центральных областей страны от «нежелательного элемента», после нескольких месяцев тюрьмы Урусову отправили в ссылку в Красноярский край, в таёжное село Тасеево, где она находилась, пока не нашла возможность перебраться в Норильск и вступить в труппу Забайкальского драмтеатра.

В те годы там служили Георгий Жжёнов, тоже осуждённый повторно, и Иннокентий Смоктуновский, после побега из немецкого плена имевший запрет на проживание в центральных городах – актриса позже рассказывала, что выжить им всем помогла дружба, сплочённость и взаимопомощь.

 

Александру Блохину удалось разыскать её только в начале 50-х, а в 1954 году навестить её в Норильск приехал сын Юрий, который уже оканчивал Ленинградский морской технический университет.

Весной 1955-го Эда Юрьевна с мужем вернулись в Москву с чистыми паспортами, получили комнату в коммуналке, стали налаживать быт. Урусова вновь вошла в труппу родного театра им. Ермоловой, и оставалась верна этой сцене до 1994 года, сыграла более 200 ролей.

А когда ей намекнули, что пора выходить на пенсию (тогда актрисе было уже 86 лет), она не пала духом и перешла в Новый драматический театр, где играла до последнего дня, не в силах уйти из любимой профессии.

В кино Евдокия Юрьевна снималась до 84 лет, в 1990-м сыграла главную роль в социальной драме «Арбатский мотив», а потом, когда кинематограф окончательно развалился, стала работать на дубляже, озвучивать мультипликационные фильмы.

После возвращения из ссылок здоровье актрисы было совсем плохим, коллеги записывали её к самым известным столичным врачам, она восстанавливалась в лучших санаториях, ненадолго самочувствие улучшалось, но потом хронические болезни вновь обострялись.

Хуже всего пришлось ногам – они просто отказывались ходить, суставы болели невыносимо и вскоре трость стала неизменной спутницей Урусовой. Но она не унывала, никто никогда не видел её грустной или расстроенной, она не жаловалась на судьбу и всегда «держала лицо», как и подобает истинной аристократке, и только повторяла:

«В моей жизни было много счастливых случаев и людей, которые меня спасли от худшего. И именно это я вспоминаю! Тому, что осталась жить, я обязана своей профессии и людям, которые меня окружали».

 

Евдокия Урусова прожила долгую, насыщенную разнообразными событиями жизнь. Её не стало 23 декабря 1996 года в возрасте 88 лет. Похоронена Народная артистка России на 23-м участке Введенского (немецкого) кладбища Москвы.

Оцените статью
Как прожила жизнь потомственная княжна Евдокия Урусова – даже аресты, ссылки и лесоповал не смогли сломить её дух
Полюбка для барина