Как прожила свою яркую, но короткую жизнь загадочная актриса Екатерина Голубева – ей было всего 44 года

Друзья и коллеги называли Катю девушкой непростой, слабой и ранимой, человеком без кожи, в то же время роковой красавицей с невероятно глубокими, бездонными глазами. Говорили, что она родилась не в то время и не в том месте, сошлась не с теми людьми, и это предопределило всю её дальнейшую жизнь и такой ранний уход.

«У меня, знавшего её с девятнадцати лет, было ощущение, что она в своих любовях (если они действительно случались, а не были нафантазированы, как стихи), в рождении детей (трёх), в фильмах и замужествах за режиссёрами этих фильмов — всегда готовилась к разрыву с миром, который не вполне соответствовал тому его образу, который она в себе построила» — писал журналист Юрий Рост.

Екатерина родилась и выросла в обычной ленинградской семье, с детства занималась танцами, любила поэзию. После окончания школы по совету мамы поступила в педагогический техникум, а по вечерам подрабатывала в цирке, танцевала в кордебалете. У неё была шикарная фигура и высокий рост, и одно время Голубева работала манекенщицей в местном Доме моды.

Дошкольным воспитателем Катя так и не стала – уехала в Москву, поступила в ГИТИС, вышла замуж за студента медицинского института Андрея Каприна (сейчас известный врач-онколог, академик РАН) и в 1987 году родила сына Дмитрия. В общем то, с этой поры и начались в её жизни трудности – брак с первым мужем получился совсем коротким, Голубева не смогла ужиться с его родителями и переехала вместе с малышом в служебную комнату в правительственном доме на улице Грановского, которую выбила для неё Рената Литвинова. Правда, чтобы заполучить эти «хоромы», Кате пришлось устроиться дворником.

***

В то время она уже получила первую известность среди советских зрителей – сыграла главную роль Ларисы в криминальной драме «Научись танцевать» и Катюшу в «Сказке про влюблённого маляра». В конце 80-х судьба свела девушку с литовским режиссёром Шарунасом Бартасом – он искал актрису на главную роль в свой фильм «Три дня», и обратил внимание на Голубеву.

У них начался роман, мужчина тепло принял маленького сына Екатерины и увёз их на свой хутор под Вильнюсом. Там они поженились, а в 1995 году родилась их общая дочь Ина-Мария.

Картина Бартаса «Три дня» была показана на кинофестивале Berlinale, имела успех, привлекла внимание зрителей и критиков – особенно понравилась всем красивая русская актриса. Правда, называли её литовской актрисой русского происхождения и первое время Голубева пыталась возражать, а потом смирилась, говорила:

«Литва приняла меня как актрису, и слава Богу! Что я хоть чья-то актриса!».

***

Она произвела впечатление на европейских режиссёров и предложения от них не замедлили появиться. В те годы Екатерина снялась в лентах «Мне не спится», «Коридор», «Солина», «На месте», «Нас мало», «Без названия», а также в российском киноальманахе «Прибытие поезда» и клипе Андрея Макаревича «Между тем, что было и тем, что будет».

А потом Голубеву пригласил в свою картину «Пола Х» Лео Каракс, с которым она познакомилась ещё на съёмках фильма «Без названия», стал называть её своей музой – в конце 90-х Екатерина ушла от мужа и переехала в Париж.

Они с Караксом представили «Полу Х» на Каннском кинофестивале, где она имела эффект разорвавшейся бомбы и собрала много призов и наград. А потом в творчестве режиссёра наступил долгий период бездействия, он считал, что не является хорошим кинематографистом, и что «в душе он несостоявшийся певец, композитор, рок-звезда, как Дэвид Боуи».

***

А Екатерина сыграла главную роль в канадско-французском фильме «Родственная душа», побывала в России, снялась в сериале «Ростов-папа», а потом отправилась на съёмки фильма ужасов «29 пальм» в Голливуд.

Вернулась актриса в Париж в 2005-м с маленькой дочкой Настей, которую родила от партнёра по фильму, первое время жила у друзей, потом вновь сошлась с Лео – он удочерил девочку, дал ей свою фамилию. Они втроём стали жить в его небольшой квартирке в 20-м округе Парижа, жили очень скромно – да и откуда было взяться деньгам, оба практически не работали. Катя с юных лет писала очень неплохие стихи, позже стала довольно хорошей сценаристкой, время от времени ей удавалось публиковаться в литературных журналах, и на эти средства они жили.

Старшие её дети, Дмитрий и Ина-Мария, жили со своими отцами, те могли им дать гораздо больше, чем постоянно находящаяся в разъездах мать, страдающая к тому же от депрессий и душевных мук. Время от времени она ненадолго забирала то сына, который учился в Москве и хотел стать врачом, как отец, то дочь – девочка мечтала стать актрисой и с 8 лет начала сниматься в фильмах своего папы, Шарунаса Бартаса.

«У меня были страшные депрессии. Я всё время играла героинь с тяжёлыми судьбами, все роли трагические. Если мою героиню не убивали в конце фильма, то она пыталась покончить c собой. Ну представьте, в картине Каракса «Пола Х», где я снималась с Гийомом Депардье и Катрин Денёв, моя героиня два раза пыталась покончить жизнь самоубийством. Второй раз — удачно.

Наутро после съёмок сцены самоубийства я проснулась с седыми волосами. Такой был фильм…» — признавалась актриса в своих редких интервью.

***

Многие считают, что творческая судьба Катерины не сложилась, несмотря на то, что в её фильмографии практически одни главные роли – став такой популярной в Европе, она отказывалась от съёмок в популярных телевизионных сериалах и фильмах, ей по душе было только авторское кино, недаром по мнению критиков она:

«Стала символом нового артхаусного европейского кино 90-х и 00-х годов, на экране Голубева изображала загадочность и непостижимость женской натуры».

***

В последний год своей жизни она снималась в основном в России, сыграла Дарью в мистическом детективе «Которого не было», Нину в драме «Вкус Америки», Ольгу в совместной с Францией картине «Придумаем счастливые дни», мать в украинском военном фильме «Дом с башенкой». Тем не менее, в Европе популярность Голубевой зашкаливала, а на родине о ней мало кто знал.

В Париже она была знаменитостью, но старалась вести замкнутый образ жизни, не посещала ни тусовок, ни официальных мероприятий, избегала внимания прессы, не давала интервью. Голубева большое значение придавала всяким мистическим событиям, снам, и просто совпадениям, изучала книги об ангелах и демонах, потусторонних силах. Её уход из жизни в 44 года тоже был окутан мистикой, сначала сведений не было вообще никаких и даты разнились в две недели, а потом появилось множество неподтверждённых фактов и домыслов, которые тоже ничего не объясняли.

***

Тело актрисы было обнаружено в августе 2011 года на станции метро «Пиренеи» буквально в ста метрах от дома, где она проживала с Лео Караксом и дочкой Настей. Домашние ничего не могли рассказать о её последних часах, друзья и знакомые, которым пытались задать тот же вопрос, выражали явный испуг. Похоронили Екатерину Голубеву на кладбище Пер-Лашес, а спустя несколько лет её любимые мужчины и подруга посвятили ей фильмы.

Режиссёр Наталия Ю, с которой Катя подружилась в Вильнюсе, сняла о ней документальное кино «Я – Катя Голубева»:

«Один режиссёр как-то сказал: «В кино важнее не то, что ты хороший актёр, а то, что можешь завязать роман с камерой». Всю свою короткую жизнь актриса Катерина Голубева имела этот непрерывный роман. Этот фильм — история о французской звезде, литовской актрисе и русской женщине».

Второй муж, режиссёр Шарунас Бартас, представил на Каннском фестивале фильм памяти Катерины Голубевой «Покой нам только снится», в котором главную сыграла их дочь Ина-Мария.

Лео Каракс после долгого молчания снял картину «Корпорация „Святые моторы“», посвящённую своей музе, и признанную журналом Les Cahiers du cinéma лучшей за 2012 год, — здесь снялась её младшая дочь Настя, а зрители в Каннах почтили память актрисы минутой молчания.

Источник

Оцените статью
Как прожила свою яркую, но короткую жизнь загадочная актриса Екатерина Голубева – ей было всего 44 года
История любви Вивьен Ли и Лоуренса Оливье, которая началась на экране, продолжилась в жизни и окончилась расставанием