Арчил Гомиашвили создал множество интересных образов и на экране, и на театральных сценах нескольких театров, но в памяти зрителей он навсегда остался как «идейный борец за денежные знаки», мошенник и авантюрист Остап Бендер из комедии Леонида Гайдая «12 стульев». Актёр настолько гениально сыграл «великого комбинатора», что эта роль оказалась самой яркой в его фильмографии и стала визитной карточкой Гомиашвили.
Арчил Михайлович прожил невероятно интересную и необычную жизнь – шальная, хулиганская, воровская молодость; солидная зрелость, известность и почести; и богатая обеспеченная старость. Он боготворил женщин и был любим самыми красивыми советскими актрисами, которые становились его жёнами и рожали ему детей. Гомиашвили мог бы жить ещё долго, у него было громадье планов и идей, но коварная болезнь неожиданно помешала их осуществлению.
Родился будущий актёр в 1926 году в грузинском городе Чиатура. Его отец в конце 30-х был репрессирован и провёл несколько лет в лагерях, а когда вернулся семья перебралась в Тбилиси. Мальчик окончил русскую школу, а по-грузински стал говорить только в 14 лет, когда поступил в техникум при Академии Художеств.
Улица, на которой рос Арчил, была хулиганской, он общался не только с ворами, но и со студентами, издававшими подпольные запрещённые листовки и журналы, поэтому первая статья, по которой он получил немалый срок – 10 лет, была политической.
«Целых четыре раза сидел! Правда, всё было в молодости. И фотографии сохранились — я в лагере, я в тюрьме, я на нарах… Та воровская биография закончилась в 27 лет. И я с ней завязал… Да, я был вором, и Джаба Иоселиани был моим партнёром, мы вместе сидели по одному делу. Потом ему удалось бежать из тюрьмы, а после я стал членом партии» — рассказывал актёр.
Он отсидел 4 года, потом был направлен на строительство Волго-Донского канала, а ещё через несколько месяцев за отсутствием состава преступления был освобождён. Арчил уехал в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ – театром он увлёкся ещё во время обучения в художественном училище, тогда же познакомился с молодым режиссёром Георгием Товстоноговым, который заказал талантливому парню оформление спектакля и даже предложил сыграть небольшую роль.
Уже через полгода жизни в столице Гомиашвили стал своим в грузинской диаспоре и закрутил роман с Людмилой Целиковской, которая была старше его на 7 лет и как раз разводилась с Михаилом Жаровым. Из-за красавицы-актрисы Арчил чуть не получил второй срок, несколько дней просидел в КПЗ, но повезло – друзья «отмазали», однако из Москвы пришлось уехать.
«У меня с ней роман был… Как-то пригласил я Люсю в ресторан в гостинице «Националь». Какие-то были праздники, кажется, предновогодние. И как это бывает, к красивой даме стал приставать какой-то фраер. За соседним столом ребята сидели, грузины, которые знали, что здесь же моя компания. Так вот, подходит это фраер к Целиковской, один раз на танец позвал, другой, третий…
Это уже неприлично. Он приглашает, а я сижу, как дурак. Ну и затеялась драка. И я оказался на Петровке, в райотделе милиции. Тому типу мы выбили глаз» — вспоминал Гомиашвили.
Он вернулся в Тбилиси и был принят в труппу театра им. Марджанишвили, где служил несколько лет, сыграл несколько замечательных ролей. Потом решил уехать в Поти, там недолго поработал в театре им. Эристави, и поставил как режиссёр спектакль одного актёра «Похождение Остапа Бендера» по роману Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», в котором сам исполнял все роли, даже Зою Синицкую. С этим моноспектаклем Арчил объездил половину Советского Союза, позже вернулся обратно, устроился в Тбилисский русский театр им. Грибоедова.
В кино он дебютировал в 1957 году, играл небольшие роли в фильмах армянской и грузинской киностудий, пока Леонид Гайдай не пригласил его на «Мосфильм» на пробы в комедию «12 стульев». Несмотря на то, что Гомиашвили был старше своего героя на 16 лет, его утвердили единогласно – он выглядел намного моложе своих 44 лет, был невероятно обаятелен и талантлив.
Фильм имел шумный успех, в 1971 году его посмотрели 40 миллионов советских граждан, а Арчил Михайлович был признан одним из самых блестящих и выдающихся актёров своего времени. Его пригласили на торжественную встречу Совета министров и вручили ордер на трёхкомнатную квартиру в одной из сталинских высоток – там раньше проживала дочь Сталина, Светлана Аллилуева.
Гомиашвили наконец-то перебрался в столицу основательно, и сразу же создал семью – познакомился с молоденькой балериной Татьяной, и вскоре женился на ней. Это был уже 4-ый брак Арчила – впервые он женился в Тбилиси на Янне Маиловой, доктору по специальности, в семье родилась дочь Карина, которая впоследствии стала химиком. Супруги развелись, когда девочка была совсем маленькой, причиной стали измены актёра.
В театре он влюбился в актрису Лиану Манджавидзе, они играли в одних спектаклях и сразу почувствовали симпатию друг к другу. Этот союз прожил дольше, чем первый, Лиана подарила мужу двух сыновей, Зураба и Михаила. Однако съёмки в «12 стульях» разрушили и эти отношения – уехав в столицу Гомиашвили встретил Татьяну Окуневскую и совершенно потерял голову. Он сам признавался в интервью: «Я много любил, я был неуёмный, я никогда не уставал…».
Расставшись со второй женой, Арчил сделал предложение актрисе и даже обвенчался с ей. Несмотря на церковный обряд и клятвы, данные друг другу перед Богом, супруги не прожили вместе и года, причины их развода так и остались неизвестны. Скорее всего расставание произошло опять по вине Гомиашвили, ведь тогда он как раз увлёкся балериной, которая была намного моложе его, а Окуневская наоборот – старше на 12 лет.
Четвёртая жена родила актёру двоих дочерей, и прожила с ним в счастливом браке до конца его дней. Она прощала ему всё, даже измены, понимая, что такому энергичному человеку как её муж, иногда необходимы перемены. Всю жизнь Татьяна оставалась для Арчила не только верной, любящей женой, но и преданным другом, вырастила и воспитала прекрасных девочек.
Старшая их дочь Нина стала актрисой, но карьера складывалась не так удачно, как у отца, и девушка увлеклась фотографией, сейчас владеет собственной фотогалереей, подарила родителям внучку Анастасию. Младшая Екатерина стала дизайнером. Был у Гомиашвили и внебрачный сын Георгий, работал журналистом и дипломатом, потом занялся бизнесом, а в 2012 году погиб при невыясненных обстоятельствах.
Случился у актёра и громкий роман с Татьяной Лиозновой, но после того, как она отказалась снимать Арчила в своём фильме «Семнадцать мгновений весны» (а он очень хотел сыграть Штирлица), Гомиашвили затаил на неё обиду и больше никогда даже не здоровался с ней.
Карьера актёра после премьеры «12 стульев» пошла в гору, ему часто предлагали главные роли, он ещё раз смог воплотить образ Остапа Бендера в фильме Юрия Кушнерёва «Комедия давно минувших дней», но повторить былой успех он больше не смог. В те годы зрителям запомнились его талантливые работы в картинах «Мимино» — потерпевший, «Кавказская повесть» — Ерошка, «Медный ангел» — Антонио Вальдес, «раннее, раннее утро» — Гордей Лукич/полицейский, и другие.
Арчил Михайлович пять раз побывал в образе Сталина в лентах «Государственная граница», «Сталинград», «Война на западном направлении», «Ангелы смерти» и «Трагедия века» — советские граждане и критики высоко оценили его талантливое преображение.
Ещё в конце 80-х актёр решил попробовать себя в качестве сценариста и режиссёра, связался с миллионером Майклом Фильдом, желая заполучить его в качестве продюсера и приехал к нему в Берлин на переговоры. Бизнесмен не проникся идеей Арчила, но симпатизируя обаятельному советскому артисту, подарил ему 10 игровых залов в Западном Берлине. Через несколько лет Гомиашвили стал очень богатым человеком, и в 1990-м году Гомиашвили сменить вид деятельности и заняться бизнесом уже в России.
Он стал президентом акционерного общества «Сити-бизнес» и через 2 года его капитал заметно увеличился, тогда он открыл в Москве игорный клуб с рестораном «Золотой Остап», и вскоре его заведение было признано одним из лучших не только в столице, но и в Европе. Вдохновлённый удачей, Арчил Михайлович завёл целую сеть итальянских бутиков, и в связи с этим о нём пошли слухи как о коронованном «воре в законе», тем более, что и некоторые его знакомые утверждали, что со своим уголовным прошлым он завязал не до конца.
«Почти тридцать лет — это целая жизнь, и я её прожил Остапом и вместе с Остапом. Благодаря этой роли я получил в Москве квартиру, стал популярным человеком. Да и ресторан, названный в честь Остапа, — моё детище. Я нахожу между нами много общего.
Я артист, и мне нужен зритель. Остап тоже артист, и ему тоже нужна аудитория. Нет аудитории — и меня ничто не интересует: ни стулья, ни деньги» — говорил Арчил Михайлович.
Гомиашвили не только умел зарабатывать деньги, но и с умом тратил их – много средств он перечислял на благотворительность, щедро помогал безработным грузинским актёрам, которые оказались на грани нищеты и не могли выживать на копеечные пенсии. Оплачивал обучение неимущим студентам ВГИКа, поддерживал детские фонды.
В начале нулевых он стал чувствовать недомогание, прошёл обследование и услышал неутешительный диагноз – злокачественные новообразования в лёгких, уже пустившие метастазы. Арчил Михайлович незамедлительно отправился в США, где ему срочно была проведена сложнейшая операция, там же прошёл несколько курсов химиотерапии. Но лечение помогло ненадолго – в мае 2005 года «великого комбинатора» не стало. Ему было 79 лет. Похоронен замечательный актёр на Троекуровском кладбище в Москве.