Как наказывали порченых невест на Руси

На утро после свадьбы толпа врывалась к молодоженам и требовали от молодого мужа ответа: «Ты лёд пёшал или каменья вешал?». Простыня и рубашка новобрачной подвергались бесцеремонному осмотру, и ту, что не сохранила себя до свадьбы, ждал публичный позор.

На Руси свадебные обряды имели огромное значение и сопровождались множеством традиционных действий и ритуалов. Свадьбы длились по три дня, и каждый был отмечен особым смыслом. После венчания молодые садились за свадебный пир, по окончании которого их провожали в постель.

Постельный обряд совершали дружки, тысячные и свахи, проверяя, нет ли в помещении, где молодоженам предстоит провести первую брачную ночь, порчи или сглазов.

Постель молодым стелили в холодном, неотапливаемом помещении, часто амбаре, хлеву или на конюшне. Первыми на брачное ложе, собранное из мешков с мукой, ячменём или овсом, ложилась пара супругов, долгие годы прожившие в согласии, имевшие много детей.

Они должны были согреть постель для молодых и требовали от них плату, выкуп за место. Невеста в знак покорности снимала с жениха сапоги, а он мог символически ударить её плеткой. Сваха раздевала молодых, после чего их оставляли одних, а дверь запирали на замок, а дружка оставался поблизости, охраняя покой новобрачных.

Утром замок отпирали, и наступал волнительный для молодой жены момент. Публично должно было быть объявлено о том, хранила ли она себя до свадьбы.

Если на вопрос «Князь молодой, ты лёд пёшал или каменья вешал?» следовал ответ «Лёд пёшал», все могли вздохнуть с облегчением – невеста была чиста и невинна. Рубаху молодой и простыню вывешивали на всеобщее обозрение, а сваха плясала, ведь она хорошо выполнила свою работу и привела в семью достойную девушку.

Начиналось веселье второго дня свадьбы, гости пели, плясали, водили хороводы. Но если молодой муж отвечал, что он «каменья вешал», для девушки и её семьи это означало позор. Родителей невесты подвергали осмеянию и, водрузив хомуты на шею, могли прогнать по всей деревне. Не уследив за дочерью, они были виновны в её грехе. Сваху могли отлупить палками.

Наказанию подвергалась и порченая невеста. Заставляли девушку на коленях ползти к столу, за которым сидела родня мужа, и просить прощения. Муж мог остановить жестокость и принять её, а в обратном случае её ждал позорный возврат в семью родителей, а ворота дома обмазывали дегтем и нечистотами. Теперь все знали, здесь живёт гулящая, и замуж больше никто никогда не возьмёт.

Обычаи наказания разнились от губернии к губернии, в одной местности девушку могли избить до полусмерти и заставляли три раза на коленях проползти вокруг церкви, в другой надеть на шею хомут и заставить тащить телегу через всю деревню.  Нередко после такого девушки шли к пруду и прощались с жизнью.

*

Но молодой муж мог и простить грех, скрыть от всех позор. Но избавившись от публичного покаяния, девушка всю оставшуюся жизнь терпела упреки и жестокость от мужа. Без его заступничества ее жизнь в новом доме у свекра и свекрови могла превратиться в ад. Помните в романе «Тихий Дон» муж избивал Аксинью и никогда не простил ей потери девства, хотя та стала жертвой против воли.

Промолчавший муж всё же мог выразить своё недовольство родителям жены. На Масленичной неделе, когда супруги приходили в гости к тёще на блины, зять складывал блин пополам и откусывал посередине, получалась дырка. Так он давал понять, что знает о прегрешениях жены до свадьбы.

Оцените статью