Поезд медленно тронулся, и молодая женщина в чёрном платье крепче сжала кружевной платочек. Кормилица укачивала малыша, тихонько напевая какую-то протяжную песенку. Ребенку было всего несколько месяцев, и его увозили к родным. Никто на этой картине Леонида Пастернака не выглядел счастливым.
Леонид Пастернак написал свою картину в 1891-м году. Этому предшествовали события в его собственной жизни – свою жену и маленького сына, Борю, он отправил к родителям в Одессу. Денег у семьи было мало, путешествовать пришлось на боковых местах. Возможно, именно тогда и появилась идея написать сцену в поезде?
Обычно принято считать, что на полотне в путешествие отправляется молодая вдова. На ней элегантное платье по фигуре, шляпка и перчатки. Отрешённое выражение лица и чёрный цвет наряда как раз и наталкивает на мысль о большой утрате: вероятно, малыш едва появился на свет, а его отец скончался.
И вот теперь овдовевшая женщина едет домой к родным, вместе с кормилицей, которая взяла на себя заботу о ребёнке.
Но Пастернак был мастером недосказанности. Вряд ли он бы задумал такой простой очевидный сюжет. Да и детали на картине, если их внимательно рассмотреть, складываются совсем в другой пазл.
Что мы видим? Конечно, купе первого класса. Самое дорогое! С мягкими сидениями, где удобно и просторно. В уголке висит шляпная картонка, а в ногах у молодой женщины аккуратная корзинка, в каких перевозили съестное. Наверняка кухарка с утра уложила туда всевозможные «вкусности», чтобы хоть немного порадовать печальную барыню…
Отчего же она печальна? Зачем едет куда-то с крошечным младенцем? Если она – вдова, если тяжело переживает утрату, то куда логичнее, если бы родные сами приехали к ней! Поддержали бы, помогли разобраться со свалившимися делами о наследстве.
Если миловидная вдовушка едет ненадолго «погостить», то она должна была бы оставить малыша – в богатом доме явно есть кому за ним ухаживать. Но она берёт его с собой… Скорее всего, уезжает она навсегда.
Но – как же? Вдовушка должна была бы остаться в доме мужа, ведь она имеет на него полное право. У неё есть малыш, наследник! Вот тут и возникает логичное объяснение отъезда: возможно, с утратой супруга пришла и еще одна весть – о разорении!
И нет никакого наследства, и заложен (а может быть, уже и продан) дом… Вот поэтому-то и отправляется, несчастная, к отцу и матери, в надежде, что там её приютят, а малыша воспитают. А купе первого класса оплатили они, родители, прислав деньги заранее.
А может быть, возвращается к родным вовсе не вдова? Молодую женщину нарядили в чёрное платье, чтобы проще было объяснять друзьям и соседям, откуда взялся ребёнок. А на самом деле перед нами – обманутая и несчастная.
Её младенец появился вне брака, и поэтому-то на время – чтобы никто ничего не заподозрил – девушку отослали подальше от дома. Но теперь ей пора назад. К родным. В паутину тщательно приготовленной лжи.
Её взгляд отрешен, глаза такие, словно она пролила много слёз. Белый платочек кажется ярким пятном на фоне траурного платья. Что ждет её в будущем? Одиночество или счастливый брак? Что будет с ребёнком? Возможно, со временем его отдадут на воспитание в другой дом? Полная неизвестность.
Леонид Пастернак родился в 1862-м году, учился в художественной школе, но живописцем решил стать не сразу. Были в его биографии два университета, и только потом Мюнхенская академия художеств. Любопытно, что его первую большую работу, «Письмо с родины», написанную в 1888 году, сразу же купил коллекционер Третьяков. А в следующем году Пастернак женился.
Писатель и нобелевский лауреат Борис Пастернак – его сын. Их жизненные пути разошлись: в 1921-м Леонид с женой и дочерями уехал в Германию, откуда потом перебрался в Англию. Борис остался в СССР.
А картина – хороша! И сколько вопросов она вызывает! Полюбоваться на неё «вживую» можно во Владимире, потому что «К родным» — часть коллекции Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея- заповедника.