Не было в кино и театре артиста более загадочного, непредсказуемого, неуловимого, чудного и чУдного, чем Иннокентий Смоктуновский.
В фильме “Солдаты” он был самым невозможным и невоенным солдатом. Это была первая заметная роль Смоктуновского в кино.
Он был одним из немногих актеров этого фильма, который в жизни, не в кино, этим солдатом был. Никогда больше, ни в кино, ни в театре он не носил солдатские сапоги, пилотку и шинель.
Режиссеры считали: ну какой он солдат!
Но именно Смоктуновский сыграл самые культовые роли классического отечественного кинематографа. Он сыграл такие роли, о которых мечтает каждый артист.
По собственному признанию, его единственная великая роль, это роль князя Мышкина в “Идиоте”. Для того, чтобы посмотреть на князя Мышкина, люди приезжали в театр со всего Советского Союза. Считают, что всему причиной стал его взгляд, его глаза.
Страстно желавший поставить “Идиота”, режиссер Товстоногов мучительно искал, и очень долго не находил князя Мышкина. “Найдите мне того солдата, у него был такой проникновенный взгляд”, — велел он ассистенту.
Солдатом в жизни Иннокентий Смоктуновский стал, когда ему едва исполнилось 18. Он был практический ребенком, когда шагнул в жесткую мясорубку войны и испытал весь духовный шок, который испытал молодой человек, который не ожидал войны и не собирался воевать.
Путь воина он прошел достойно. Однажды высокий, долговязый, зеленый юнец перенес через реку важное донесение. А всех его сослуживцев убили у него на глазах. Он был такой заметной мишенью, но в него не смогли попасть. Тогда он получил первую медаль “За отвагу”.
Потом плен, побег, партизанский отряд, снова действующая армия, вторая медаль “За отвагу”. Их давали только за личное мужество.
После войны Иннокентий вернулся в Красноярск. Долговязый сибирский юноша, родившийся в деревне и с 8-ю классами образования решил стать артистом.
10 лет после войны он “скитался” по провинциальным театрам. Сказав на прощание коллегам: “Если не услышите обо мне через пять лет, значит я сменил профессию”, — приехал из Сталинграда в Москву.
Страна услышала о нем уже через 2 года. Но эти 2 года надо было прожить.
“У него не было жилья, не было ничего. Он спал на подоконниках, спал в парадных. Я помню, у него были одни лыжные брюки, которые он носил и летом, и зимой. Пальто не было. Нищета и голод”, — Олег Басилашвили.
Причем, артисту было уже за 30. Но не имени его, ни фамилии, в Москве не знал никто. Он ходил из театра в театр и показывался везде, кроме МХАТа и Малого.
Позже писал, что не приходил во МХАТ, так как стеснялся своего лыжного костюма.
Но влюбиться лыжный костюм не помешал. Он встретил любовь своей жизни. У девушки было библейское имя: Саломея. Суламифь. Он звал ее Соломкой.
После долгих поисков Смоктуновского взяли на разовые выходы в Театр Ленинского комсомола. Саломея работала в этом театре заведующей пошивочным цехом. В пошивочном цехе Иннокентий впервые увидел свою Саломею и был сражен. У девушки возникло ответное чувство.
Далее случилось невероятное. Судьбу будущего актера решила портниха Кларочка. Одна из портних, которая работала у Саломеи в цеху, была личной портнихой Марины Ладыниной. Саломея попросила Клару поговорить с Мариной Алексеевной, чтобы она помогла устроить встречу Смоктуновского с Пырьевым.
Хорошей портнихе в те времена не отказывали.
Иван Александрович Пырьев, всесильный директор Мосфильма, написал письмо, и с ним никого не интересующий артист Смоктуновский направился в театр-студию киноактера. Далеко не в первый раз.
Руководитель этой студии считал, что у Смоктуновского не киногеничное лицо и принял при условии, что он ни в коем случае не будет сниматься в кино.
Однако в Ленинграде во время гастролей театра-студии режиссер Александр Иванов увидел в нем зачатки гениального киноартиста. Он и снял его в фильме “Солдаты”.
Дальше больше. Товстоногов, Большой театр, Мышкин, успех. Все увидели и его глаза, и фактуру.
В фильме “Неотправленное письмо” молодые советские геологи ищут в сибирской тайге алмазы. И находят ценой нечеловеческих усилий. В живых остается только герой Смоктуновского. Ему пришлось плыть на льдине, к которому он в самом деле прилип.
Жена кинооператора воскликнула: -Надо скорее заканчивать. Смотрите. Он уже побледнел.
— Нет, нет. Он хороший актер, поэтому он побледнел, — успокоили ее.
-Смотрите, он потерял сознание, — кричала она. -Надо срочно заканчивать съемку!
После того, как закончили съемку, пришлось края одежды поливать горячей водой, чтобы оторвать Смоктуновского от льдины, на которой он плыл.
Когда фильм сдавали, председатель приемной комиссии Сергей Герасимов задал только один вопрос: «Актер жив?«
Смоктуновский был счастлив оттого, что его заметили и соглашался на любой экстрим.
Художественным руководителем дипломной работы молодого режиссера Виктора Соколова “До будущей весны” был известный режиссер театра и кино Григорий Козинцев.
В этом милом блондине он увидел ни много, ни мало — Гамлета.
В “Гамлете” он явил невиданную доселе пластику, неслыханные интонации, и звучащие до невыносимости паузы.
Чудо, что простой деревенский парень из своей души выкапывал все эти чувства.
“Гамлет” сделал его всемирно знаменитым. Фильм купили 30 стран. На родине Шекспира Смоктуновского признали одним из лучших “Гамлетов” двадцатого столетия.
Исполнители главных ролей прибыли в столицу Британии.
В том же году Ленинградский Большой драматический театр был приглашен со спектаклем “Идиот” в Лондон и Париж с единственным условием: Мышкин — только Смоктуновский.
На один из спектаклей пришел внук Достоевского. После спектакля он пришел в гримерку к Смоктуновскому, и сказал: -Иннокентий Михайлович, Вы — гений.
Дальше нужно было играть Деточкина. Только никто не мог и подумать, что после Гамлета можно играть такую роль. Деточкина могли бы сыграть Юрий Никулин, Куравлев или Ефремов. Но Рязанов рискнул и уговорил Смоктуновского.
Похоже, что именно после этой роли о Смоктуновском стали говорить как о человеке не от мира сего. Невозможно было разобрать, где Смоктуновский настоящий, а где он в маске. Во время съемок этого фильма Ефремов и Смоктуновский сблизились.
Как только Олег Ефремов возглавил МХАТ, он сразу пригласил Смоктуновского.
Но тот пришел только через шесть лет. Пришел в трико с провисшими коленками и в кедах. Это был жест. Это была дань горьким воспоминаниям о лыжном костюме 20-летней давности.
Он проработал во МХАТе до конца своей жизни.
Иннокентий Михайлович снимался много. Режиссеры выстраивались в очередь, чтобы его заполучить.
Все, кто знал Иннокентия Михайловича в один голос говорят, как он любил свою дочь Машу. Дочь Мария и сын Филипп, пока папа был жив, снимались с ним в нескольких фильмах.
Он очень хотел, чтобы его дети стали актерами, но актерская судьба не сложилась ни у сына, ни у дочери. Филиппа уже не спросишь, почему. Он ушел из жизни осенью 2022 года.
А Мария говорит, что в ней не было папиного упорства, не хватило самоуверенности и бойкости.
Иннокентий Смоктуновский играл практически до последнего своего часа. И умер внезапно, неожиданно для близких.
“Когда папы не стало, мы лишились нашего солнца”.
Мария Смоктуновская.
Уже после смерти артиста режиссер Екатерина Гранитова прочла книгу его военных воспоминаний и поставила по ним спектакль “Быть”.
В этой книге открывается совсем другое видение этого человека.
В Смоктуновском всегда жил свет. Свет, который притягивал зрителей, режиссеров, поклонников.