Ее называли «Королева тигров». Огромные, свирепые животные рядом с ней выглядели милыми кошечками, которых, кажется, можно пожмякать и зацеловать. Но только она — знаменитая дрессировщица тигров Маргарита Назарова — знала, сколько усилий требуется, чтобы огромный тигр спокойно шел за тобой на поводке.
Назарова действительно невероятная женщина со стальным характером. В ее жизни было много испытаний. Но пока рядом с ней были те, кого она любила, королева неизменно побеждала. У нее было все: слава, успех, деньги, любовь. И все это исчезло в один момент. Бесстрашная красавица укрощала свирепых тигров, но не смогла укротить судьбу.
Из немецкого плена в советский цирк
Детство Маргариты прошло в городе Пушкин Ленинградской области. Ее отец был лесником, а мать учительницей. После начала войны Назаровы переехали в Даугавпилс. Но фашисты наступали быстро. В первые же дни оккупации в городе была проведена всеобщая регистрация населения.
15-летнюю Маргариту угнали на работу в Германию. Поскольку в школе она изучала немецкий язык и могла более-менее общаться с немцами, ее определили прислуживать в богатый дом. По воспоминаниям Назаровой обращались с ней хорошо.
Когда Маргарита немного повзрослела хозяин дома решил пристроить ее в местное ночное кабаре. Он заметил, что русская девушка очень красиво двигается. А Маргарита и правда всегда мечтала о карьере танцовщицы, но, конечно, не в таких условиях.
Но выбирать Назаровой не приходилось. Днем она работала в доме, ночью выступала в кабаре.
Однажды перед выходом в зал она услышала стрельбу и русский язык. Девушка крикнула: «Ребята, я — русская!» Это была советская армия.
Летом 1945 года Маргарита вернулась в Даугавпилс. К своему огромному счастью она нашла сестер и мать, но об отце семья так ничего и не узнала. Время было голодное, и, чтобы прокормить родных, «королева тигров» устроилась работать в кордебалет в местном театре.
Уже тогда ее называли «отчаянная балерина». Всех удивляла ее неженская смелостью. Например, могла броситься в воду с вышки, едва умея плавать.
В поисках лучшей жизни бесстрашная Назарова устроилась на работу в коллектив «Цирк на сцене» с акробатическим этюдом. И это было только начало.
Назарова никогда не стояла на месте, она экспериментировала, искала свое творческое амплуа. Артистка начала выходить на арену с животными — лошадьми и собаками. Но спустя 8 лет, Назарова поняла, что и это не ее.
Следующий опыт, который ей захотелось воплотить в жизнь — опасные трюки на мотоцикле. Интересно, что Маргарита до этого вообще не умела водить. Но она быстро научилась и с успехом исполняла сложные номера.
Скорее всего, Назарова стала бы великой мотогонщицей, если бы не случай.
Маргарита Петровна очень любила кино и не упускала ни одной возможности соприкоснуться с этим волшебным для нее миром. В 1953 году она впервые снялась в кино. Это была массовка картины «Случай в тайге». Но именно на этих съемках судьба свела ее с главным в ее жизни мужчиной.
К ней подошёл высокий, статный молодой человек, дрессировщик тигров Константин Константиновский. Он спросил тогда у Назаровой: «Что это вы вдруг на мотоцикл пересели? Животных бросили? А я вот хотел с вами вместе поработать. Мне нужна артистка-дрессировщица».
В этот момент жизнь Маргариты круто изменилась. Она встретила любимого мужчину и нашла главное дело всей жизни.
В 1954 году Назарова стала работать помощником дрессировщиков Бориса Эдера и Константина Константиновского, который вскоре стал ее мужем.
Правда, мама Константина сначала была категорические против этого брака. Она не верила, что актриса цирка сможет создать должный уют в доме и сделать ее сына счастливым. Впрочем, вскоре убедилась, что все у них будет хорошо.
«Я их не боюсь, я им верю»
До знакомства с Константиновским Маргарита никогда не работала с большими хищниками. Поэтому на первых парах супруг категорически запрещал ей приближаться к тиграм и львам, если его нет рядом.
Но отважная женщина постоянно нарушала запрет.
Назарова говорила: «Я их не боюсь, я им верю».
И все же такое случалось крайне редко. Константин почти всегда был рядом.
Первое выступление Назаровой как дрессировщицы тигров состоялось в Калуге. Зрители были ошеломлены мужеством молодой дрессировщицы. О ней писали:
«Изящная женщина в поблескивающем костюме входит в клетку и щелкает бичом. Ей навстречу медленно, один за другим, мягко ступая большими лапами, пробираются тигры… Опасно? Конечно. Но женщина не страшится зверей».
Что или кто помогал ей, неопытной дрессировщице, чувствовать себя спокойно рядом со свирепыми тиграми и львами?
Конечно, Константин. Он всегда стоял за ее спиной, и это позволяло ей чувствовать уверенность и поддержку любящего человека. Константиновский мог сам входить в клетку и держать зрителей в напряжении. Но сделал все, чтобы звездой стала его жена, а не он сам.
Константиновский, поставил все трюки Назаровой, но почти всегда оставался в тени красавицы супруги. Возможно, именно это и приводило к бурным выбросам эмоций и ссорам пары. Они ругались страстно, громко, иногда с привлечением милиции и даже психиатрических бригад. И все же они совершенно не могли обходиться друг без друга.
Многие считали, что, если бы не Константиновский, то Назарову далеко не пустили бы с ее то «пятном» в биографии – тем самым немецким кабаре.
Разногласия между супругами сгладились, когда у них родился сын Алеша. Первый ребенок Назаровой и Константиновского умер во время родов и это была тяжелая трагедия для Маргариты и Константина.
Рождение здорового сына стало для них спасением и огромным счастьем.
О такой женщине нужно снимать кино!
В самом начале их совместной работы супругам поступило очень интересное предложение, где Назаровой надо было не просто входить в клетку с хищниками, а еще и дублировать в кадре главную героиню фильма «Укротительница тигров». Тогда Людмила Касаткина наотрез отказалась подходить близко к животным, но и впускать в эту клетку Маргариту тоже было слишком рискованно.
И группа дрессировщиков придумала следующее: и Константиновский, и его помощники начали обращаться с животными очень строго, а Назарова, напротив, постоянно была с ними ласкова. Этот метод сработал: на площадке тигры ластились к Маргарите, как котики.
А вот дрессировщиков возненавидели. Один из тигров вскоре напал на Константиновского и серьезно его покалечил. Но главное было сделано: Маргарита почувствовала себя королевой тигров.
Следующий фильм с Маргаритой Назаровой вышел в прокат в 1961 и сразу же заняла первое место в рейтинге. Это была картина «Полосатый рейс». Говорят, идею снять Назарову в главной роли косвенно подкинул Хрущев. Дело было в 1959 году, когда в страну с визитом прибыл император Эфиопии Хайле Селассие I.
Чтобы гостя развлечь, его пригласили в цирк на выступление с тиграми артистки и красавицы Маргариты Назаровой. Оба мужчины пришли в такой восторг от ее выступления, что генсек не удержался и воскликнул: «О такой женщине кино нужно снимать!». В общем, выбора не было! Пришлось думать над идеей для сценария…
В основу фильма «Полосатый рейс» лег реальный случай, который произошел с автором сценария, а в прошлом моряком, Владимиром Конецким.
Режиссер картины Владимир Фетин шутил: «Постараемся сделать веселый интересный фильм. Если останемся живы…»
И в самом деле, так хищников в кино еще не снимали. Единственным человеком, который совершенно не волновался, была сама Назарова. Ее беспокоило только одно: удастся ли ей, не профессиональной актрисе, быть достаточно убедительной в кадре.
Насчет тигров она не сомневалась. В том числе и потому, что на площадке с ней все время был ее любимец Пурш. Этот тигр рос на ее руках с младенчества и был настолько ручным, что она спокойна брала его в ресторан. Огромный Пурш покорно, словно, собачка на поводке, сидел рядом с ней. Он безумно любил свою хозяйку, а она души не чаяла в Пурше.
Трагедия за трагедией
К сожалению, Пурш умер через несколько месяцев после съемок. У него развился диабет и животное сгорело буквально на глазах. Назарова тяжело переживала потерю любимца, но она еще не знала, что скоро ее ждет несоизмеримо большая утрата.
В 1970 году Маргарита Назарова овдовела. Не стало ее мужа и опоры Константина Константиновского. Во время репетиции одна из тигриц поранила голову дрессировщику. Началось воспаление мозга. Артист скончался после неудачной операции.
Есть и другая версия причины гибели — опухоль мозга. Как бы там ни было, у Назаровой случился серьезный нервный срыв. Ей даже пришлось пройти лечение в лечебнице и быть на постоянном контроле у психиатра.
Полтора года потребовалось известной дрессировщице, чтобы найти в себе силы снова выйти на арену цирка. Но работа с хищниками без Константиновского давалась ей очень тяжело. Она часто получала травмы, иногда очень серьезные.
Тигрица неудачно прыгнула через нее и частично сорвала скальп. Актриса потом носила большой бант, чтобы скрыть увечья. Но и бант этот тоже однажды не понравился хищнику — он сорвал его, задев артерию.
После травмы Маргарита долго лечилась и всю жизнь страдала головными болями.
На одном из представлений случился и совсем вопиющий случай: кто-то забыл закрыть вольер, и тигры вырвались на свободу. Они успели серьезно покалечить нескольких сотрудников цирка, и едва не ворвались в зрительный зал.
Несмотря на все эти стрессовые ситуации Маргарита Назарова проработала в цирке 12 лет после смерти мужа. Уйти с арены ее заставила еще одна трагедия — во время номера с высоких качелей сорвался и разбился тигр.
После этого бесстрашная и отчаянная Назарова поставила точку в своей долгой карьере. Сын пошел по стопам родителей и тоже стал дрессировщиком. Он работает в Европе. На арене цирка выступают также и внуки Маргариты Петровны.
Последние 20 лет своей жизни Маргарита Петровна провела в одиночестве в своей квартире в Нижнем Новгороде, практически никуда не выходя и никого к себе не пуская. Ее психическое здоровье расстроилось окончательно, и она могла не впустить в дом даже сына, который пытался построить свой гастрольный график так, чтобы навестить мать.
Маргариты Петровны не стало в 2005 году. Ее обнаружили только через три дня.